С 1 октября станут доступны новые виды финансовой поддержки бизнеса

11 июля 2024
«Белорусы и рынок»
ФОТО: pixabay.com

Правительство Беларуси подчинило Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и определило формы и критерии государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Это закреплено в постановлении Совета министров №459 от 28 июня 2024 г «О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП), которое опубликовано на Национальном правовом интернет-портале Беларуси.

Правительство поручило Министерству экономики в двухмесячный срок утвердить устав Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства, пишет ПРАЙМ ПРЕСС.

Также документом изменены критерии господдержки МСП, которые выражаются в предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость. Вместо ранее действовавшей градации субъектов МСП (индивидуальные предприниматели, микроорганизации и малые организации) и объемов выручки за 2023 г в размере 553 тыс. бел руб (172 тыс. долл по курсу Нацбанка Беларуси), 4,039 млн бел руб (1,256 млн долл, 1 долл – 3,2155 бел руб) и 15,24 млн бел руб (4,74 млн долл), постановлением предложено разделение на малые и средние организации с выручкой за 2023 г не более 500 тыс. БВ (20 млн бел руб, 6,22 млн долл, 1 БВ – 40 бел руб, 12,4 долл) и 2 млн БВ (80 млн бел руб, 24,9 млн долл) соответственно.

Основные положения документа вступают в силу с 1 октября 2024 г, так же, как и положения закона «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» и постановления правительства №457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности», которые определяют новые подходы к регулированию предпринимательской деятельности в Беларуси.

Цели, на который можно привлечь госфинансирование

Источники средств господдержки сохранились прежними – средства госбюджета и местных бюджетов.

Правительство определило, что государственная финансовая поддержка за счет средств республиканского бюджета предоставляется субъектам МСП при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов, предусматривающих создание, развитие и расширение производства продукции, организацию, развитие производства, реализацию экспортоориентированной, импортозамещающей продукции, а также производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение и внедрение новых технологий.

В частности, средства господдержки могут быть направлены на цели строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и приобретения капитальных строений, изолированных помещений, на проведение ремонтно-реставрационных работ и монтажа всех видов оборудования. Также средства господдержки могут быть использованы при покупке машин и оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений, инструментов, закупке комплектующих изделий, сырья, материалов, программного обеспечения (его обновления), товаров (работ, услуг) для собственного производства продукции.

Господдержка за счет средств местных бюджетов предоставляется субъектам МСП при реализации ими инвестпроектов и бизнес-проектов по направлениям и в целях, определенных облисполкомами, Минским горисполкомом. Также исполкомы могут выделять Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей средства местных бюджетов для направления их фондом на возвратной возмездной или безвозмездной основе на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории, чьи власти выделили эти средства.

Также правительство конкретизировало случаи, в которых господдержка субъектам МСП не предоставляется. В частности, на нее не могут претендовать индивидуальные предприниматели, банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации, ломбарды, компании из сферы игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, компании, производящие и реализующие подакцизные товары, добывающие полезные ископаемые.

Кроме того, господдержка в рамках этого механизма не будет оказываться компаниям, в которых более 49% акций находится в собственности Республики Беларусь, иностранных юридических и физических лиц, общественных объединений (кроме инвалидов), союзов.

Помимо этого, на господдержку не могут претендовать юрлица, имеющие задолженность по налогам, сборам и платежам в бюджет и ФСЗН; имеющие убытки и находящиеся в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а также превысившие критерии объема валовой выручки за предыдущий год.

Условия конкурсов для получения господдержки

Конкурсный отбор инвестпроектов, претендующих на ее получение, проводят БФФПП и местные органы власти.

Среди основных критериев конкурсного отбора в документе выделены актуальность, перспективность проекта, его конечный результат; планируемое привлечение средств для его реализации из других источников; предполагаемое количество создаваемых рабочих мест.

Условия проведения конкурсного отбора и требования, предъявляемые к претендентам, БФПП и исполкомы публикуют в СМИ или на своих официальных сайтах.

Для участия в конкурсе соискателям господдержки необходимо направить его организаторам заявку с указанием запрашиваемого вида, размера государственной финансовой поддержки, предполагаемого количества создаваемых рабочих мест, копию устава юрлица, технико-экономическое обоснование (в том числе финансовое) инвестпроекта; годовую бухгалтерскую отчетность за предыдущий год, налоговые декларации и расчеты о выручке.

В случае принятия решения об оказании государственной финансовой поддержки фонд или исполком заключает договор с субъектом МСП, в котором указывает вид оказываемой поддержки, условия и порядок ее предоставления и использования, ответственность сторон за нарушение порядка и условий ее предоставления или использования.

Виды финансовой господдержки

Господдержка субъектам МСП может быть оказана на возвратной (возмездной или безвозмездной) основе, на безвозвратной безвозмездной основе, а также в форме лизинга.

В первом случае поддержку оказывает БФФПП в виде займа на основании договора между фондом и субъектом МСП. Для его получения субъекты МСП участвуют в конкурсном отборе и представляют в фонд необходимые документы. Финансовые средства предоставляются на срок до 10 лет. Процентная ставка за пользование средствами на возвратной возмездной основе устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка (9,5% годовых в настоящее время). С учетом социальной, экономической значимости инвестиционных проектов, бизнес-проектов ее размер может быть меньше, но не ниже 0,5 этой ставки.

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Исполнение обязательств по возврату предоставленных финансовых средств и процентов по ним обеспечивается залогом имущества, гарантией, поручительством или другими предусмотренными законодательством способами.

В случае финансирования МСП на безвозвратной безвозмездной основе, решение об этом принимают облисполкомы и Минский горисполком. Такие проекты должны соответствовать критериям, определяемым организаторами конкурса. Средства предоставляются однократно на условиях долевого финансирования (не менее 50%) расходов, связанных с реализацией инвестиционных проектов.

Субъекту МСП может быть предоставлена поддержка в виде лизинга имущества. Соответствующий договор с фондом юрлицо может заключить на срок от одного до 10 лет по результатам конкурса. Стоимость имущества, передаваемого на условиях договора лизинга, не должна превышать 25 тыс базовых величин (1 млн бел руб, 311 тыс долл) без НДС.

Вознаграждение фонда по договору лизинга устанавливается в размере ставки рефинансирования Нацбанка. С учетом социальной, экономической значимости инвестпроектов оно может устанавливаться меньше, но не ниже 0,5 этой ставки.

Исполнение обязательств по уплате лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга обеспечивается залогом имущества, гарантией, поручительством или другими предусмотренными законодательством способами.

Льготный кредит от местных исполкомов

Также документом предусмотрена такая форма финансовой господдержки со стороны местных органов власти, как льготное кредитование, в том числе микрокредитование. Изначально облисполкомы и Минский горисполком размещают средства местных бюджетов, предусмотренные на оказание господдержки МСП во вклады (депозиты) банков, которые затем предоставляют льготные кредиты, в том числе микрокредиты, субъектам МСП.

Подобное кредитование можно привлечь на срок до семи лет. Для получения льготного кредита, в том числе микрокредита, субъекты МСП предоставляют банку информацию о целях кредитования, осуществлении и развитии соответствующих направлений деятельности, видах и объемах предполагаемых к реализации товаров (работ, услуг), ожидаемом поступлении выручки.

Банки вправе самостоятельно определять перечень документов, необходимых для получения таких кредитов. Им также дано право проводить экспертизу финансируемых таким образом инвестпроектов.

Размер процентной ставки по таким льготным кредитам, в том числе микрокредитам, определяется банком по согласованию с облисполкомами, Минским горисполкомом, но не выше ставки рефинансирования Нацбанка.

Субсидия на погашение процентов по кредитам

Также субъекты МСП могут воспользоваться такой формой господдержки, как возмещение части процентов за пользование коммерческими банковскими кредитами. Субсидии предоставляются исполкомами на конкурсной основе. Для их получения необходимо подать ряд документов, в том числе копию кредитного договора, график погашения кредита и уплаты процентов по нему, копии платежных поручений, подтверждающих целевое использование кредита, расчет размера субсидии на уплату процентов по кредиту, произведенный банком.

Возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами осуществляется в размере не более 0,5 ставки по кредиту. Если выдан валютный кредит, то возмещение части процентов производится в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка.

Также местные исполкомы на конкурсной основе предоставляют господдержку в виде возмещения части вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и аккредитивам.

При этом сумма возмещения не может составлять более 0,5 суммы вознаграждения, уплаченного субъектом малого или среднего предпринимательства в соответствии с договором о выдаче банковской гарантии или аккредитива. В случае выдачи валютной гарантии возмещение части комиссии производится в белорусских рублях по курсу Нацбанка.

МСП может запросить поручительство на платной основе

Также правительство установило условия, на которых БФФПП обеспечивает поручительство по кредитам для малого и среднего бизнеса, выдаваемым коммерческими банками.

Как ранее сообщалось, БФФПП ввел практику выдачи поручительства для субъектов МСП, желающих получить кредитование в коммерческих банках. Правительство конкретизировало, что такое поручительство предоставляется при реализации проектов, способствующих увеличению выручки от реализации и направленных на создание (приобретение) долгосрочных или оборотных активов.

Документом определено, что размер поручительства не может превышать 80% обязательств юрлица по погашению основной суммы долга и уплате процентов, комиссионных и иных аналогичных платежей.

Для получения поручительства субъект МСП предоставляет заявление и проект договора с кредитором. Решение о предоставлении поручительства или об отказе фонд принимает в срок не более 15 рабочих дней со дня предоставления в фонд документов и информирует заявителя письменно в течение пяти рабочих дней с указанием оснований для такого отказа.

Предоставление поручительства осуществляется на платной основе, обеспечивающей возмещение расходов фонда, связанных с его выдачей и исполнением. Размер платы определяется правлением фонда и публикуется на его официальном сайте.

Предоставление поручительства по обязательствам субъектов МСП в пользу банка может осуществляться с размещением фондом в данном банке денежных средств во вклад (депозит).

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!