Почему небезопасен управляющий ИП в компании

20 июня 2024
"Белорусы и рынок"

Сегодня широкое применение получает практика привлечения в качестве единоличного исполнительного органа управляющей организации либо управляющего индивидуального предпринимателя. Делается это в том числе для оптимизации затрат предприятия, связанных с содержанием органов управления компании.

Однако в данном механизме есть важные нюансы, на которые следует обращать внимание и необходимо учитывать при работе. Какие проблемы могут возникнуть, Myfin объяснили основатель компании «Точный расчет» Алла Самсонова и директор юридической компании «Экс Легэ» Андрей Лутович.

Статьёй 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь закреплено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательными актами и учредительными документами.

Статьёй 53 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» установлено, что единоличный исполнительный орган хозяйственного общества в пределах своей компетенции без доверенности действуют от имени этого общества: представляют его интересы (в том числе в органах управления иных юридических лиц, участником которых является хозяйственное общество), совершают сделки от имени хозяйственного общества и др.

Полномочия исполнительного органа хозяйственного общества по решению общего собрания участников хозяйственного общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Нюансы законодательства

В соответствии с частью 7 статьи 54 Закона совмещение лицом, осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, должностей в органах управления других организаций допускается в порядке, установленном уставом либо с согласия общего собрания участников хозяйственного общества, если иное не предусмотрено законодательными актами. На практике не всегда это ограничение соблюдается, что может повлечь спор о действительности полномочий исполнительного органа.

Есть особенности при привлечении в качестве управляющего индивидуального предпринимателя. Обращаем внимание на следующее:

согласно ст. 22 ГК Беларуси и международным нормам (статья 4 модельного Налогового кодекса для государств-участников СНГ, принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 29.11.2013 № 39-10) индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Исходя из толкования правового статуса индивидуального предпринимателя, что это физическое лицо, то полагаем, что нельзя привлекать в качестве управляющего ИП иностранного гражданина.

Данная позиция основана на ограничениях, установленных Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», в котором закреплено, что осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Республики Беларусь без получения нанимателем специального разрешения и заключения трудового договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом. В частности не требуется получение такого разрешения для граждан государств-членов ЕАЭС, которые имеют право заниматься трудовой деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь (статья 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (ред. от 24.03.2022). Члены Договора ЕАЭС: Россия, Казахстан, Республика Беларусь, Армения и Кыргызстан.

Также, в случае, если управляющий ИП ранее осуществлял деятельность в качестве штатного руководителя организации, а в последствии продолжил выполнять данные функции в качестве управляющего ИП, то контролирующие органы в совокупности с иными факторами могут оценить данные действия как уклонение от оформления трудовых отношений, направленные на занижение налоговой базы и уклонение от выплат взносов, предусмотренных законодательством.

Управляющий ИП, проверки и возможные проблемы

На сегодняшний день, контролирующие и правоохранительные органы обладают достаточным техническим ресурсом и методиками выявления и документирования случаев, когда управляющий ИП используется исключительно для вывода денежных средств в целях завышения затрат по организации и тем самым уменьшения налогооблагаемой базы, либо в целях последующего обналичивания денежных средств организации.

Здесь хочется обратить внимание на следующее.

Согласно статье 39 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Статьёй 33 НК определено, что налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах, и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
  • основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). Особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), устанавливаются Совмином;
  • отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных оснований, налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) определяются исходя из фактических сведений об объектах налогообложения, и (или) фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций, и (или) имеющихся данных об их совершении при возможности их установления, в том числе на основании документов (информации, материалов), предоставленных плательщиком, государственными органами, иными организациями и физическими лицами.

В ходе проверочных мероприятий, контролирующие органы устанавливают места выхода в систему клиент-банк, бухгалтерские программы, с каких телефонных аппаратов либо компьютерных устройств осуществляется обработка данных, авторизация платежей, где фактически находились участники хозяйственных операций в момент их совершения.

Собранные таким образом материалы и информация становятся доказательствами нарушения законодательства, указывают на искажение сведений об оказании услуг по договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, отражение в бухгалтерском учете общества документов, содержащих недостоверную информацию об оказании услуг, не подтверждающих участие управляющего ИП в их совершении, что однозначно, как минимум, повлечет корректировку налоговой базы по налогу на прибыль.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!