Подсчитали, во сколько обойдется расширение подходов для белорусских грузов к Балтике

19 апреля 2024
"Белорусы и рынок"

РЖД расширение подходов к Балтике для белорусских грузов обойдется в 156 млрд российских рублей.

ОАО «РЖД» намерено расширить железнодорожные подходы к балтийским портам за 156 млрд российских рублей, чтобы обеспечить перевалку 20 млн тонн белорусских грузов в порту Бронка, пишет «Коммерсант». Откуда будут взяты эти средства, пока неясно: в инвестпрограмме монополии их нет. При этом власти самой Беларуси подчеркивают, что намерены строить под свои грузы мощности в Мурманске. По мнению экспертов, для столь масштабного расширения инфраструктуры на Северо-Западе от белорусской стороны требуется либо обязывающее соглашение по отгрузке на принципах ship-or-pay, либо прямое участие в порту Бронка и инвестициях.

ОАО «РЖД» оценивает инвестиции, необходимые для развития подходов к портам Северо-Запада для экспорта белорусской продукции, в 156,3 млрд российских рублей, следует из материалов компании, которые видел “Коммерсант”. Эти средства нужны для развития участка Батецкая—Бронка, которое позволит экспортировать через порт Бронка в Ленобласти 20 млн тонн белорусских грузов.

В инвестпрограмме ОАО «РЖД» уже учтены мероприятия на 15,1 млрд российских рублей до 2026 года — это развитие участков Завережье—Батецкая, Завережье—Дно—Псков—Луга, Среднерогатская—Бронка. Однако необходимы еще средства, не предусмотренные в инвестпрограмме.

Это строительство 75-километрового юго-западного обхода Петербурга с развитием станции Владимирская (90,5 млрд российских рублей) и развитие железнодорожной инфраструктуры по пути следования на 65,8 млрд российских рублей. Стройку планируют завершить в 2028 году.

В течение прошлого года обсуждалась передача порта Бронка Беларуси.. Ранее представители Беларуси заявляли, что до конца 2023 года завершат приобретение части порта Бронка для перевалки своих грузов. На данный момент Беларусь использует около 19 российских портов для экспорта товаров, в основном нефтепродуктов и удобрений. Объемы перевозок удобрений из Беларуси осуществляются в рамках межправсоглашений, объемы четко зафиксированы и со стороны ОАО РЖД четко выполняются, пояснял замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило. «Коллеги очень качественно подходят к диверсификации своих поставок»,— рассказывает он.

«Поэтому они поставляют не только в порт Бронка, но и по широкому спектру других направлений, что нас очень устраивает»,— поясняет господин Шило. Беларусь сейчас занимает активную позицию по перевозкам в южном направлении, рассматривает возможность использования коридора «Север—Юг», везет свои удобрения в страны Средней Азии и Казахстан, добавляет он.

При этом сама белорусская сторона подтверждает, что их планы по отгрузке через российские порты как минимум выходят за пределы Балтийского бассейна.

В сентябре 2022 года губернатор Мурманской области Андрей Чибис рассказывал, что Александр Лукашенко принял стратегическое решение о перевалке экспортных грузов через порт Мурманска, отмечая, что в Мурманской области на западном берегу Кольского залива запланировано строительство терминала по перевалке удобрений на 5–7 млн тонн. Премьер Беларуси Александр Головченко 15 апреля в ходе переговоров с российским коллегой Михаилом Мишустиным сообщил, что «как и договаривались, начата подготовка к реализации проекта строительства мультимодального порта в Мурманской области». При этом в октябре 2023 года президент Беларуси говорил, что дискуссия о создании собственных портовых мощностей в России не окончена. «Опять же разночтения,— отмечал он.— Одни говорят, что нам достаточно Бронки и еще какого-то порта в Мурманске. Иван Ивановичговорит, что не надо отказываться от еще одного порта, который нам предлагают, надо вести переговоры и договариваться».

Без обязывающих соглашений ship-or-pay с белорусской стороной расширение железнодорожных подходов к Бронке выглядит как авантюра, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но он сомневается, что белорусы пойдут на заключение таких соглашений: причина, по которой они едут через российские порты, исключительно в санкциях, а если санкции снимут или ослабят, они вернутся к перевозкам через Прибалтику. Для гарантий необходимо, чтобы Беларусь поучаствовала в такой стройке, приобретая объекты и инвестируя в инфраструктуру Бронки, полагает он.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!