Поезд в один конец

16 февраля 2024
Андрей Александрович, «Белорусы и рынок»

В поселке Харп, в зоне особого режима, умер Алексей Навальный. Я был в этой зоне. Охранникам там можно все.

Харп – обычный рукотворный советский поселок за Полярным кругом. Он находится на железнодорожной ветке, ведущей к станции Лабытнанги (сателлиту Салехарда). То есть относительно Салехарда – это юг. Но на этом вся его прелесть заканчивается.

В Харпе размещаются сразу две зоны особого режима. Для сравнения:  в Беларуси существует (и существовала) только одна зона особого режима в Глубоком. Харп – место из которого невозможно сбежать. Точнее – некуда. Поселок в 60-х годах был построен посреди тундры, зоны – его градообразующие предприятия. В обиходе они называются «Полярный волк» и «Полярная сова». Сейчас там глубокая зима с метелями, пургой и температурой минус 22 градуса.

Мне, во время очередной экспедиции в Арктику, довелось побывать в колониях в Харпе. Для охраны там созданы все условия для жизни. Баня и спортзал шикарные, в комнатах для отдыха аквариумы, где плавают рыбки среди чудесных камней, могут вызвать зависть у любого аквариумиста. На мой вопрос, кто обеспечивает такое чудо, руководство зоны сообщило, что все здесь создано руками зеков. Собственно, вся железная дорога за Полярным кругом создана руками зеков. Они сделали баню, бассейн, спортзал, создали коллекцию прекрасных статуэток и статуй. Они сделают абсолютно все, что прикажет начальство. Ибо из поселка, где кругом зоны, бежать некуда.

А сидят в зонах особого режима, обычно от 10 лет - до пожизненного заключения.  Никто этих людей особенно не навещает. Далеко и страшно. И могут на встречу не пустить. А для заключенных единственный вариант – уехать из тундры на поезде. Но поезд ходит один – Москва-Лабытнанги. Для многих - поезд в один конец.

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!