Блеск и нищета «Нативиты». Как обанкротился самый многообещающий проект в фармацевтике Беларуси

08 декабря 2023
Алексей СТЕФАНОВИЧ, «Белорусы и рынок»

Как узнал сайт «Белорусы и рынок», на этой и следующей неделях в белорусских судах пройдут слушания по искам «Банка «БелВЭБ» и «Белгазпромбанка». На них банкиры настроены отправить в банкротство своего должника – фармпредприятие «Нативита» из Бешенковичей

Во второй половине 2010-х в этот проект инвестировали один из самых богатых бизнесменов Литвы и известная фармацевтическая компания из Индии. Курировал его «главный сенатор» Беларуси Михаил Мясникович. «Нативита» должна была принести белорусским и прочим пациентам надежду на излечение от рака и других тяжелых болезней. Вместо этого стала источником коррупционных скандалов, нагенерировала миллионы долларов долгов и, скорее всего, в ближайшее время окончательно оставит без работы десятки жителей Бешенковичей и других городков Витебщины и Минщины.

Сайт «Белорусы и рынок» вспомнил, как начинался этот, некогда самый звучный в отечественной фармацевтике проект, и с чем в итоге остались участвовавшие в нем стороны.

И Абрамович не тоже

Компания «Нативита» была зарегистрирована в 2012 году. Но к строительству фабрики по выпуску лекарств для лечения онкологических, аутоиммунных и тяжелых инфекционных заболеваний приступила через четыре года. Когда, наконец-то, определился круг тех, кто увидел перспективы от проекта, начинаемого в маленьких Бешенковичах. Его стоимость на тот момент исчислялась 15 млн евро.

Из иностранцев, кто решил рискнуть, оказался литовский бизнесмен Гедиминас Жемялис. Он  – владелец международного авиасервисного холдинга Avia Solutions Group, несколько раз у себя на родине признавался самым богатым бизнесменом страны.

Помимо авиации интересы Жемялиса охватывают недвижимость, магазины беспошлинной торговли, спорт (у него есть свой баскетбольный клуб) и ту же фармацевтику. Уже после официального запуска строительства в Бешенковичах, в котором в 2017-м «на ленточке» поучаствовал Михаил Мясникович, Гедеминас Жемялис свел все свои активы в этой отрасли в отдельную структуру Pharnasanta Group.

Партнером Жемялиса с долей в капитале «Нативиты» стала индийская семья Наннапанени. На владельцев компании Natco Pharma возлагались задачи отработки технологий по разработке и производству препаратов.

На подготовительной стадии звучала и фамилия российского миллиардера Романа Абрамовича.  Бизнесмен действительно был связан с «Нативитой». Но опосредственно и очень короткое время. Дело в том, что его инвестиционный фонд Millhouse Capital инвестировал и стал совладельцем петербургской компании «Биокад». Это -еще один технологический партнер, который должен был помочь запустить производство в Бешенковичах. Но Millhouse Capital вышла из капитала «Биокада» в 2015-м, взвалив дальнейшее развитие коммуникаций с «Нативитой» на основных владельцев питерского производителя Валерия Егорова и Дмитрия Морозова.

Россияне, в отличие от Жемялиса и Наннапанени, напрямую в проект не стали входить. Они ограничились ролями поставщика и консультанта.

Витебский инициатор

Почему такое производство начали создавать в Витебской области, а не еще где-то, связано с локацией инициатора проекта — витеблянина Алексея Сычева. Именно он объединил под брендом «Нативита» литовцев, индийцев, «Биокад» и Мясниковича.

Бизнесмен, детский хирург по образованию, являлся владельцем крупного фармдистрибьютора «ВитВар» и участвовал в бизнесе нескольких местных медицинских центров. В «Нативиту» он зашел через «ВитВар», а также через свою же словацкую фирму. В общей сложности полученная совокупная доля позволяла ему оказывать влияние на все принимаемые инвесторами решения. 

Одним из них стало решение завозить и фасовать в Беларуси продукцию того же «Биокада», не дожидаясь полноценного запуска собственного научно-исследовательского центра и производства. Так как строительство фабрики шло медленнее, чем планировалось (фактически на полную мощность она заработала только в 2019-м), «Нативита» брала у известных производителей полуготовые формы и фасовала под своими брендами их на государственном предприятии «Академфарм».

К концу 2010-х портфель «Нативиты» разросся почти до 20 наименований. Компания через систему государственных тендеров продавала их в основном госпитальный сегмент. «Нативита» называла себя сначала пятым, потом третьим по значению игроком на нем. Алексей Сычев лобировал идею создания в Витебской области медицинско-фармацевтического кластера…

Что  произошло

Но многие уже тогда критиковали, что у продукции «Нативиты» недостаточно добавленной стоимости, чтобы называть ее отечественной и импортозамещающей. Что фабрика продолжает фактически только переупаковывать иностранные лекарственные формы и продавать их под своими брендами. И, что главное, цена на генерики «Нативиты» намного превышает стоимость оригинальных российских и индийских препаратов.

Последнее подтвердила проверка КГК. Она насчитала «Нативите» 11 млн евро штрафа за превышение предельных оптовых надбавок на лекарства «Биокада», которые «Нативита» в конце 2010-х перепродавала государству. А в 2019-м Алексей Сычев стал одним из 21 фигуранта «дела медиков» — громкого процесса, в ходе которого была разоблачена долгое время существовавшая в Беларуси коррупционная система закупок лекарств. Алексей Сычев оказался и единственным из этого списка, который не принял участия в судебном процессе. По факсу сообщил, что находится в больнице. А потом каким-то образом выехал в Словакию, генеральным консулом которой долгое время состоял в Беларуси.

И что имеется 

И затеянный им проект «Нативита» был отдан на откуп частным кредиторам, банкам и потерявшем на нем миллионы от переплат государству.

В 2021-м на нее подал в российский суд «Биокад», требуя погасить долг за поставленную продукцию. С неустойками и штрафами, это 1,68 млн долларов.

Как выяснил сайт «Белорусы и рынок», в мае этого года Экономический суд Витебской области постановил в счет «вреда, причиненного государству в результате совершенного административного нарушения» взыскать с «Нативиты» в пользу республиканского бюджета 34,851 млн рублей. Еще свыше 1,9 млн рублей по этому же решению суда предприятие должно почти всем областным бюджетам. Исключением является почему-то только Минщина.

В том же мае 2023-го «Белгазпромбанк» истребовал заложенное фабрикой у него имущество на сумму почти 1,8 млн евро. Что интересно, свой кусок (2,2 млн рублей) должна по решению судебных органов получить и фирма «ВитВар». Ею теперь владеет не Алексей Сычев, а его супруга и сын. 

Как уже сообщалось в СМИ, чтобы покрыть эти и другие претензии часть имущества «Нативиты» в октябре 2023 года было выставлено на торги. Начальная цена лота составляла 26 млн рублей. Но аукцион не состоялся из-за отсутствия интереса. А 8 и 11 декабря, по информации сайта «Белорусы и рынок», в судах будут рассмотрены иски двух банков-кредиторов  - «Банка «БелВЭБ» и «Белгазпромбанка».Как следует из информации с сайта  Верховного суда Беларуси, их заявления рассматриваются в категории банкротных дел.  

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!