Не обязательные к исполнению

19 ноября 2023
Алексей МАЗАРТОВ, «Белорусы и рынок»

Белорусские власти решили разобраться с частными перевозчиками, чтобы помочь хронически убыточному общественному транспорту.

Об этом, а также о том, как необязательность исполнения обещаний мешает Беларуси наладить нормальную торговлю с дружественными странами дальней дуги — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютуб-канале «Белорусы и рынок».

Белорусские власти собираются создать единый реестр легальных перевозчиков, чтобы навести порядок в сфере такси и маршруток. На перевозчиков налагается много дополнительных обязанностей. В частности, надо будет фиксировать поездки на видео и хранить это видео десять дней, а информацию о заказах хранить не меньше года и обеспечить к ней круглосуточный, бесплатный, дистанционный доступ МВД, КГБ, прочих соответствующих органов. Диспетчеры такси и сервера компаний должны будут физически находиться на территории Беларуси.

Объясняется все это заботой о нашей безопасности. «Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам: наличие необходимой водительской категории и стажа. Людей возят все, кто хотят, а потом дикие аварии», — сказал Лукашенко.

Но за наведение порядка должны будут заплатить сами перевозчики. А между тем включение в реестр обойдется в 37 рублей на водителя, 72 рубля — на машину и 3.700 рублей — на компанию-диспетчера.

Но плата за включение в реестр не повысит безопасность и не поможет бороться с нелегалами. Если человек попадает в реестр, то он и так уже будет платить налоги. И как раз добросовестные перевозчики больше всего пострадают. А те, кто не платит – платить не будут.

И в этом решении нет ни логики, ни справедливости. Нет даже большого финансового смысла, если оценивать его в масштабах государства. Потому что речь идет про суммы в миллионы долларов. Которые никак не решают проблем с пополнением бюджета.

С другой стороны, для людей, которые занимаются извозом, все эти выплаты, дополнительные затраты на камеры, на хранение данных, могут быть существенной нагрузкой, которая заставит их поднять цены. По оценкам компаний, работающих на рынке такси и маршрутных перевозок, рост цен для нас может составить от 30% до 100%.

Общественный транспорт Беларуси хронически убыточный. И чем дальше, тем меньше люди хотят им пользоваться. Если перевозки на такси и маршрутках стабильно растут, то перевозки общественным, государственным транспортом, наоборот, падают. И власти нашли тех, кто в этом виноват.

«Возят бессистемно. Крадут, воруют, не платят налоги. Конечно, какие автобусы и прочие могут с ними конкурировать. Неравные условия. Мы что этого не видим», — сказал Лукашенко.

Беларусь десятилетиями пытается наладить торговлю со странами дальней дуги. Но усилия не окупаются. Белорусский экспорт в Африку за весь прошлый год составил 200 млн долларов. Товарооборот с Кубой за девять месяцев этого года — 10 миллионов.

Причин этого много и для каждой страны они разные. Но есть две общие.

Во-первых, им надо все время оглядываться. Потому что расчеты идут в долларах или евро. То есть, проходят через американские или европейские банки. И всегда есть риск, что банк, через который проходит расчет, может эти деньги заблокировать. Из-за санкций. Поэтому приходится придумывать обходные пути и хитроумные схемы. Отсюда идеи про переход к бартерным сделкам, как предлагал Иран.

Но если ты получишь за свои калийные, скажем, удобрения, иранские реалы, то возникает вопрос: что с этими реалами делать? Цена денег, в конечном итоге, определяется тем, что можно за них купить. Вот за доллары и евро можно купить что угодно и где угодно. А за иранские реалы можно что-то купить только в Иране.

За прошлый год белорусский экспорт в Иран был на 60 млн долларов больше, чем иранский импорт в Беларусь. И если бы торговля шла в иранских реалах, то у нас осталось бы иранских реалов на 60 млн долларов. И купить на них нечего.

А еще в отношениях со странами дальней дуги, точнее, с теми странами дальней дуги, с которыми наша власть хочет завести отношения, есть одна системная проблема, которая в принципе не решаема: отношение к своим обязательствам.

С западными партнерами договориться трудно. Они придирчивы, они выдвигают много требований, спорят за каждый пункт. Они внимательно читают договор.

Но если они уже подписали договор, то будут этот договор исполнять.

А с дружественными странами дальней дуги договориться очень легко. С тем же Ираном сто раз уже обо всем договаривались.

Просто наличие договоренностей, на каком угодно уровне, не гарантирует обязательности их исполнения. Белорусские власти выбирают себе идейно близких партнеров. Партнеров, с которыми у них близкие ценности и общие взгляды на жизнь. А у этих партнеров есть один недостаток. Для них, как и для белорусского Минфина, здравый смысл тоже бывает важнее законов.

И если здравый смысл подсказывает партнерам, что договор выгоднее не исполнять, чем исполнять, то лучше его, конечно, не исполнять. Поэтому постоянно приходится сверять часы и все время проводить ревизию договоренностей.

«Я вижу, что уже десятилетиями некоторые вопросы, мы их перебираем, как-то пытаемся их озвучить, но движения по ним нет. Поэтому, опять же, как я недавно говорил с другими странами, нам надо провести ревизию наших отношений, — сказал Лукашенко.

Десятилетиями что-то обсуждают, ездят друг к другу в гости и говорят про вечную дружбу. И ничего. Потому что кроме разговоров про дружбу предложить друг другу на самом деле нечего. А если о чем-то вдруг получается договориться, то этот договор быстро ломается. Потому что партнеры относятся к своим обязательствам так же легкомысленно, как наши власти к своим долгам.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!