Как белорусский Tabor «импортозамещает» ушедший Tinder на рынке онлайн-знакомств

16 октября 2023
"Белорусы и рынок"

Российский рынок онлайн-знакомств за последние 1,5 года сильно изменился. Весной прошлого года компания Bumble Inc., которой принадлежит сервис Badoo, заявила о прекращении работы в стране и удалила приложение из магазинов. Tinder, принадлежащий американской Match Group, окончательно пропал из российских версий AppStore и Play Market в июне.

По данным Mediascope, в мае месячный охват российских пользователей старше 12 лет десктопной и мобильной версий у Tinder составлял 1 млн, что ставило его на пятое место среди подобных сервисов в России. В топ-5 в этой категории также входили «ДругВокруг» (2 млн), «Мамба» (1,8 млн), Tabor (1,4 млн) и «Фотострана» (1,3 млн). После ухода Tinder российские сервисы знакомств получили существенный приток аудитории. У некоторых охват за месяц вырос в 1,5 раза.

Параллельно российские сервисы активно развиваются за рубежом. После того как в сентябре 2022 года в России была объявлена частичная мобилизация, в других странах начали расти регистрации среди уехавших россиян. В Армении, например, активность среди российских мужчин выросла больше чем в два раза. В результате сервисы решили инвестировать в страны СНГ, США, Турцию, Германию, Израиль.

О том, как развивается в этих условиях белорусский Tabor, рассказал РБК его основатель и владелец гендиректор Tabor Евгений Довнар. Tabor появился в 2007 году в Беларуси, три года назад создал юрлицо в России. Принадлежит Евгению Довнару. Выручка в 2022 году — 142 млн росс. рублей, прибыль — 56 млн росс.рублей.

— Каким был эффект от ухода Tinder и Badoo из России?

Мы в большей степени заметили уход Badoo, чем Tinder. Tinder был менее востребован в регионах, к тому же там более агрессивная монетизация, сервис требует много денег. Badoo был более демократичным, поэтому у него было больше пользователей. Летом после ухода Tinder у нас стало на 30% больше аудитории. Это более платящая аудитория.

У Tinder в России было много фейков. Они никогда не заморачивались с модерацией. Можно было загрузить фотографию тапка, и она бы прекрасно крутилась, никто бы ее не заблокировал. Мы сами проделывали такой эксперимент. У нас и у «Мамбы» модерация не только автоматическая, но и ручная. В плане борьбы с мошенниками у российских сервисов все гораздо лучше. Еще в Tinder было много девчонок, которые просто раскручивали свой Instagram: указывали свой аккаунт и ни с кем не знакомились. У нас такое запрещено. Да и проституция процветала в Tinder. В общем, мы только рады, что они ушли.

— Пользователи жалуются, что у российских сервисов не такой привлекательный интерфейс и аудитория, как у зарубежных. Вы согласны с мнением? Как можно решить указанные проблемы?

Я не согласен, что у Tinder интерфейс и аудитория лучше, чем у кого-то другого. В знакомствах красивых людей меньше, чем некрасивых. Это логично: привлекательные люди знакомятся в реальной жизни. У Tinder достаточно простой интерфейс, минимальный. У нас или «Мамбы» больше всяких «фишек» в плане оформления. Пользователи очень привыкли к ним. Когда мы начинали, люди пользовались черно-белым сервисом с кнопочных телефонов. Когда появился цветной сайт, многие требовали вернуть все как было. Это вопрос привычки. Если вы привыкли пользоваться Telegram, вам будет неудобно, например, пользоваться китайским WeChat.

— Как изменились ваши финансовые показатели за последние 1,5 года?

Выручка выросла более чем в два раза. Повлиял не только уход конкурентов, но и наши усилия. У зарубежных сервисов была более платящая аудитория, но мы все же более «нежно» относимся к людям — все-таки рассчитаны не только на людей с деньгами. Пользователи могут не платить годами и получать нужный эффект. Женщины, как правило, у нас вообще не платят, и им так комфортно.

— Что произошло с платежеспособностью россиян?

Платежеспособность становится только лучше. Политика никак не сказывается на сфере знакомств. Когда начиналась специальная военная операция на Украине, я предугадывал, что все будет хорошо. Так и получилось. Мы почувствовали первый эффект, когда заблокировали Instagram — какая-то часть перестала пользоваться соцсетью, половина установила VPN-сервисы (некоторые из них, среди прочего, позволяют открывать заблокированные в России сайты. — РБК). У той половины, которая ушла, освободились полчаса, которые нужно где-то потратить. Они пришли в том числе к нам, и многие из них стали платить.

— Какой профиль у вашей аудитории? Как он меняется?

У всех сервисов знакомств больше мужчин, чем женщин. У нас примерно 42% женщин, 58% мужчин. Если брать по регистрациям, то там перекос будет — 36–37% женщин, остальные мужчины. Мужчины отваливаются из-за нехватки женщин. Некоторым сервисам приходится заморачиваться с тем, чтобы с помощью рекламы привлекать женщин. Если мужчинам будет не с кем знакомиться, они уйдут. Нам важно, чтобы человек задержался, получил эффект.

По возрасту наш костяк от 18 до 60 лет. Но самая большая прослойка — это 25–40. И женщин за 50 много. Возраст пользователя постоянно растет. Раньше в 50 лет люди не умели пользоваться интернетом, сейчас уже не так. У меня даже теща познакомилась через интернет и вышла замуж. Лет пять назад.

Сервисы знакомств, наверное, единственный способ познакомиться для возрастных женщин. Молодые девушки могут пойти в клуб, ресторан или на улице с ними познакомятся. У возрастных такого нет. А в приложении им комфортно, могут даже написать мужчины помоложе. Причем эта тенденция начинается уже с женщин за 30. В этом возрасте у них может быть ребенок, неудачный опыт замужества, развода. Они взрослеют и вместе с ними взрослеет аудитория. Мужчин за 50 в знакомствах меньше, чем женщин.

— На каких зарубежных рынках сейчас работаете? Куда планируете выйти?

17 лет назад мы начинали с России, Беларуси и Украины, не делили эти страны. Получилось так, что первой «выстрелила» Беларусь, а потом потихонечку стали захватывать Россию. Украина блокирует все российские домены. Мы там присутствуем, но сегодня осталось 45% от активной аудитории, которая была раньше. И платежи, разумеется, снизились.

У нас были большие планы по развитию за пределами СНГ, но после начала специальной военной операции притормозили. Есть проблемы с платежами из-за границы и много других сложностей. Успели выйти в Румынию. Это нестандартная страна с низкой конкуренцией на рынке знакомств. Пока дела там идут не очень — сказался большой гендерный перекос: мужчины идут толпами, а женщины не спешат.

У нас было все готово для выхода в Польшу: перевели сервис на польский и английский языки, но пока взяли паузу. Там сейчас много мигрантов — белорусов, украинцев, русских, но для носителей польского языка мы пока не в приоритете из-за политических событий. В перспективе учитываем, что знакомиться очень любят бразильцы, аргентинцы. Но этот рынок очень большой, нужны миллионы долларов.

— Нужна ли сервисам знакомств поддержка государства? Обращались ли вы за ней?

Думаю, нет. Очевидно, что можно попросить денег, но непонятно, на что их тратить. Если появятся какие-то сервисы с господдержкой, скорее всего, их создатели просто распилят деньги, а сервис все равно не выстрелит.

— Депутат Виталий Милонов предложил создать аналог Tinder с регистрацией через «Госуслуги». Возможно ли в теории сделать некий национальный сервис, например, для улучшения демографии?

Не представляю, как такое придумать. Если государство будет делать сервис, скорее всего, получится не очень. Какие-то чиновники просто сделают для галочки.

Если говорить об акценте на создание семьи, в жизни невозможно разделить серьезные и несерьезные отношения. 99% женщин на сервисах знакомств регистрируются, чтобы завести серьезные отношения, а мужчины по-разному. Много женатых. Поэтому если делать сервис для серьезных знакомств, там окажутся одни женщины, а если сделать чисто для секса, там будут одни мужчины.

— Появляются ли в России новые заметные сервисы? Считаете ли вы кого-то потенциально сильным конкурентом?

С новым дейтингом сложно выстрелить, в одно время надо собрать много людей в одном месте. Поэтому сложно сказать, у кого из новых сервисов есть перспективы. Lovina, которая трансформировалась в «VK Знакомства», имела ужасный рейтинг, просто унизительный, люди были очень недовольны сервисом. Сейчас они сделали новую попытку, создали нечто похожее на Tinder, но пока неактивны в плане рекламы. Создателей Twinby*, который пытается рекламировать певец Моргенштерн, я бы назвал выскочками. Они, видимо, думают, что если приложение мелькнет у знаменитостей, оно мгновенно станет суперпопулярным. Полагаю, что они накручивают себе установки в AppStore, потому что в PlayMarket в Google у них позиции низкие, а так не бывает. Мы таких наблюдали много раз. В результате подобные сервисы говорят: у нас убыток миллион долларов, но купите нас. А зачем нам? Чтобы их убыток покрыть?

— Возможно ли создать сервис знакомств, которым будут пользоваться бизнесмены, знаменитости, как это было в Tinder? В вашем сервисе есть такая аудитория?

Мы не отслеживаем известных успешных людей. Не представляю, как для них сделать отдельный сервис. При создании аналога Tinder есть риск скатиться в эскорт-услуги — то есть пускать туда только красивых девочек, а это уже нечто сомнительное, вплоть до проституции или мошенничества.
 
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!