Представитель Росатома сказал, что корпорация готова построить для Беларуси вторую атомную станцию, если белорусские власти ее об этом попросят. Официальный Минск говорит, что одной АЭС стране мало, срочно нужна вторая. Хотя полезность даже первой далеко не очевидна.
«Мы всегда рады протянуть руку помощи, но опираясь на четкую потребность Республики Беларусь. Мы, учитывая наши прекрасные кооперационные связи, учитывая нашу хорошую синергию, достигнутую в ходе реализации проекта БелАЭС, будем готовы это сделать. Но решать в первую очередь должна сама республика», — сказал глава странового офиса Росатома Станисла Левицкий.
Белорусские власти для себя, кажется, уже все решили. Еще в начале 2022 года глава Росатома говорил, что корпорация начала обсуждать с Беларусью перспективы строительства второй АЭС. В начале этого года глава белорусской Академии наук заявлял, что в стране ведется поиск площадки для второй станции. А в начале августа Александр Лукашенко сказал, что вторая АЭС может быть построена на востоке страны.
«На электро будем переходить… Долго думают начальники, но у меня такая шальная мысль – еще и вторую атомную станцию на востоке построить, Беларусь тогда будет обеспечена всем необходимым. У нас и так мощности электрические избыточные, на большую перспективу: можем строить заводы, можем электромобили развивать, что и делаем, жилье с использованием электричества», — заявил он во время посещения аэропорта Минск-2.
В общем, все выглядит так, что Беларусь действительно собирается затеять строительство второй АЭС. Или власти просто делают вид, что собираются. Такой способ убедить население, что первая АЭС на самом деле была нужна. Потому что польза от нее пока не очевидна. И дело даже не в том, что первый энергоблок Белорусской АЭС приходилось регулярно останавливать на плановый ремонт, а запуск второго блока в промышленную эксплуатацию перенесли на октябрь этого года. Проблема в том, что цифры не бьются.
Сомнительная экономия
По оценке Министерства энергетики, с момента запуска первый энергоблок станции произвел 18,5 млрд киловатт-часов электричества. Министерство говорит, что это позволило сократить потребление газа на 4,5 млрд кубометров. В будущем, когда будет запущен второй энергоблок, АЭС будет производить 18,5 млрд киловатт-часов ежегодно. То есть, уже ежегодно можно будет экономить по 4,5 млрд кубометров газа. Если считать по текущей цене на газ – около 580 млн долларов.
Но расчетная стоимость АЭС определена в 10 млрд долларов. Большую часть этой суммы Беларусь получила от России в виде кредитов. Их погашение начнется в 2024 году и продлится еще 15 лет. Даже если планам экономить по 600 млн долларов в год на поставках газа суждено сбыться, то окупится станция только через 17 лет. И это считая выплаты по основному долгу. Без процентов.
Кстати, в 2022 году, после запуска первого энергоблока, сэкономить на поставках газа не получилось. Они составили примерно те же 19 млрд кубометров что и годом ранее. И это при том, что за 2022 год объем ВВП упал на 4,7%, а вместе с ним снизились и объемы потребления электроэнергии.
Оправдать строительство АЭС можно было бы, если бы правительство ожидало взрывного роста потребления электричества. Но по расчетам Минэнерго, к 2030 году объемы потребления вырастут на 9 млрд киловатт-часов, до 47 млрд. То есть, для такого роста даже одна станция с ее установленными объемами в более чем в 18 млрд киловатт-часов является избыточной. Что уж говорить о второй.
Да и к тому же не факт, что планам Минэнерго суждено воплотиться в жизнь. Энергопотребление в Беларуси последние десять лет колеблется между 36 и 38 миллиардами киловатт-часов. С краткосрочным всплеском до 40 млрд в 2021 году, когда белорусский ВВП вырос на 2,3%. И нет никаких убедительных предпосылок к тому, чтобы объемы энергопотребления резко выросли в ближайшие несколько лет. С чего бы вдруг? Для роста энергопотребления нужна интенсивно растущая экономика. А белорусская уже полтора десятилетия находится в состоянии стагнации.
Свою атомную станцию Беларусь строила, рассчитывая заработать на экспорте электроэнергии. Но вместо этого только испортила отношения с соседней Литвой. В результате, страны Балтии отказались от закупок белорусской электроэнергии по политическим соображениям. А после 24 февраля прошлого года отвалился и украинский рынок.
В 2019 году, до запуска АЭС, Беларусь экспортировала 2,4 млрд киловатт-часов. В 2020-м объемы экспорта упали до 650 млн. После этого данные по экспорту электроэнергии были засекречены. И, надо думать, что сделали это власти не из-за природной скромности. Скорее потому, что хвастаться нечем. Получается, что проект АЭС, рассчитанный в основном на экспорт, как раз полностью этот экспорт и убил.
Так что пока первая атомная станция выглядит просто очень-очень дорогой игрушкой. Что уж тут говорить о второй.