Как восстанавливается Индекс потребительской уверенности белорусов

22 августа 2023
«Белорусы и рынок»

Индекс потребительской уверенности продолжает восстановление. Выросший спрос на услуги, наблюдаемый в национальной статистике, связан не только с туристическим потоком в страну, но и с увеличившимся спросом самих белорусов.

Об этом говорится в новом Мониторинге экономики Беларуси BEROC.

Индекс потребительской уверенности — сводный индикатор, который отражает  оценку населением экономической ситуации в стране в целом и своего материального положения в частности.

Помимо фактической оценки в индекс также включены вопросы, связанные с восприятием будущего: как изменится экономическая ситуация и материальное положение семьи в течение следующего года. В результате индекс иллюстрирует настроения и ожидания домохозяйств, объясняет стратегию их потребительского поведения.

Беларусь и Россия

Значение индекса потребительской уверенности, включающего 5 компонентов (методология Росстата), в июне 23-го составило -10,2% в Беларуси и -14,7% в России (данные Росстата на май 2023). После значительной просадки индекса во 2-м квартале 2022 потребительские ожидания и настроения продолжают своё восстановление, по сравнению с прошлым кварталом индекс в России вырос на 2,9 п.п., в Беларуси – на 6,4 п.п.: в 2,2 раза больше, чем российский.

Справочно. Почему актуально сравнивать Беларусь с Россией?

а) Российская экономика испытывает проблемы с потенциалом долгосрочного экономического роста, как и Беларусь.

б) Слабо растут доходы населения, как и в Беларуси.

в) Обе страны находятся под влиянием экономических санкций.

г) Россия является основным торговым партнером Беларуси.

Беларусь и ЕС

Значение индекса потребительской уверенности в Беларуси по методологии Евростата в июне составило -8,2% (рост на 5,1 п.п.). За 2-й квартал 2023 индексы большинства обозреваемых европейских стран улучшились: в среднем по еврозоне индекс увеличился на 4,5 п.п. Самое значительное ухудшение значения индекса наблаюдается в Эстонии (-3,5 п.п.), Литве так и не удалось перебраться в положительную зону индекса – значение составило -2,8% (спад на 2,1 п.п.).

Наиболее значительный рост наблюдается в Испании (+10,5 п.п.), Польше (+10,4 п.п.), Греции (+10,1 п.п.); кардинальное изменение индекса потребительской уверенности продемонстрировала Черногория, оказавшись в положительной зоне индекса: рост на 13,6 п.п.

В ноябре 2022 Беларусь занимала 3-е место по уровню индекса потребительской уверенности, в марте 2023 – 7-е, а по состоянию на июнь 2023 года переместилась на 6 место в рейтинге стран Европы.

Справочно. Почему актуально сравнивать Беларусь со странами Евросоюза?

а) Предиктивная способность индекса для стран ЕС, основанного на методологии Евростата – исключающей компонент о текущем состоянии экономики – выше, чем индекса, включающего все 5 компонентов.

б) Евросоюз является вторым по значимости торговым партнером Беларуси.

Компоненты индекса потребительской уверенности

В предыдущих волнах опроса население Беларуси традиционно более негативно оценивало экономическую ситуацию в стране, чем материальное положение семьи. В этой волне разрыв сократился: так, в июне 44% и 41% респондентов соответственно отметили, что экономическая ситуация в стране и материальное положение семьи ухудшились за прошедший год. В целом наблюдается позитивная динамика в оценке текущего экономического состояния страны: по сравнению с годом назад, 18% считают, что ситуация улучшилась (+5 п.п.), 25% считают, что ситуация не изменилась (+3 п.п.), 44% считают, что ситуация ухудшилась (-12 п.п.). Сравнивая с фактическими оценками, ВВП Беларуси за I полугодие 2023 вырос на 2% (к I полугодию 2022, когда ВВП сократился на 4,6 п.п.).

Также немного улучшились оценки материального положения семьи: 19% респондентов отмечают улучшение за прошедший год (+3 п.п.), 37% не наблюдали изменений (+2 п.п.), 41% говорят об ухудшении их материального положения (-5 п.п.). Причины улучшения видны и в официальной статистике: за январь-май 2023 реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а реальные зарплаты выросли на 7,4% за 1-е полугодие 2023 г/г3.

Говоря об оценках будущего, среди населения всё ещё велик уровень неопределённости и невозможности прогнозирования: так, 27% респондентов затрудняются в предполагаемой оценке экономической ситуации в стране; 16% не знают, что будет происходить с их материальным положением.

Перспективы для экономики классически оценивают хуже: 30% и 22% ожидают ухудшения и улучшения экономической ситуации соответственно. Однако взгляд в будущее на уровне домохозяйств становится более оптимистичным: улучшения своего материального положения ожидают 26% респондентов (+7 п.п. по сравнению с августом 2022), ухудшения – 20% (-12 п.п.), 37% респондентов изменений не ждёт.

Любопытная ситуация оказалась в отношении крупных покупок: благоприятным время для крупных покупок назвали только 15% респондентов, 34% считают, что время скорее плохое, а 41% отмечают, что плюсов и минусов одинаково. Несмотря на это, уровень потребительского кредитования растёт, а сбережения остаются на прежнем уровне.

Область значений индекса потребительской уверенности находилась в отрицательной зоне во всех группах за исключением работников индустрии сельского и лесного хоз-ва, а также людей в возрасте 18-24 лет; положительная зона компонента ожиданий будущего страны характера также для упомянутых категорий + жителей городов, в которых проживает менее 30 тыс. человек.

В группах по возрасту наименьшими пессимистами в текущем и будущем являлась молодежь в возрасте 18-24 лет (похожая ситуация наблюдается во многих странах, т.к. молодежь выходит на рынок труда и планирует увеличивать свои доходы). Наименьший же показатель индекса как по возрасту, так и среди других групп имеют люди старше 55 лет со значением -18,3%.

В региональном разрезе самые пессимистичные проживают в Минске: их индекс потребительской уверенности в июне 2023 составил -12,9%, а компонент будущего страны -17,5%.

В зависимости от доходов хуже всего себя ощущают, ожидаемо, люди с низким уровнем дохода (до 500 BYN), а главными пессимистами относительно будущего традиционно становятся люди с высоким доходом (более 1000 BYN) – они оценили компонент будущего страны в -12,2%.

Белорусы с высшим образованием оценивают гораздо хуже как компонент будущего, так и текущий индекс потребительской уверенности по сравнению с белорусами со средним, средним специальным и профессионально-техническим образованием.

В разрезе сферы деятельности работники промышленности сместили с позиции «самых оптимистичных» работников сельского хозяйства: индекс потребительской уверенности в промышленности составил -5,1%, в сельском хозяйстве – -14,6%. Работники сферы IT, как и прежде, являются главными пессимистами: компонент будущего страны они оценивают в -26,1%.

Сотрудники частных предприятий всё так же более пессимистичны, чем сотрудники государственных предприятий, однако оптимизм работников на частных предприятиях вырос по сравнению с прошлой волной опроса.

Доходы населения

Доля людей, которые в июне 2023 года сообщили о снижении своих доходов за последний месяц, составила 32,6%.

Если исключить тех, кто ссылается только на изменение курса как причину снижения доходов, то доля снижается до 30%, а если исключить и рост цен — до 22%. Самые высокие темпы снижения доходов без учета влияния курса и цен наблюдались у следующих групп людей:

■ с изначально низким доходом и неквалифицированные рабочие,

■ самозанятые и предприниматели,

■ занятые в IT.

Основными причинами падения доходов в июне были цены, изменения валютного курса, снижение количества заказов, а также потеря подработки и сокращение зарплаты.

Рассматривая способы реагирования на снижение доходов, в этой волне опроса респонденты меньше экономили на еде и одежде, также немного сократилась доля респондентов, просрочивших обязательные платежи. В то же время, домохозяйства с сокращающимся доходом стали чаще откладывать крупные покупки и экономить на досуге. Таким образом, несмотря на снижение доходов, домохозяйства стали экономить меньше.

Рынок труда

На рынке труда, как и прежде, сохраняется парадоксальная ситуация. С одной стороны, доля тех, кто потерял работу в последнее время, находится на среднем уровне 3,3% (снижение на 0,4 п.п.). При этом уровень потери работы среди друзей и знакомых — 17,9% — всё ещё высокий, но наметился тренд на снижение.

Изменение потребительского поведения

За I-е полугодие 2023 года спрос домохозяйств на товары уступал в темпах спросу на услуги: так, розничный товарооборот составил 104,6% к 1-му полугодию 2022 года, а товарооборот общественного питания и пассажирооборот составили 111,8% и 112,6% соответственно. Учитывая динамику базового периода, рост спроса на товары является скорее восстановительным (розничный товарооборот за январь-декабрь 2022 составил 96,3%). В то же время, темпы роста общепита и пассажирооборота за 2022 находились в границах 102-104%. Причиной роста спроса на услуги может быть не только возросший туристический поток, но и изменившееся потребительское поведение самих белорусов. Так, 40,9% респондентов отметили, что стали тратить больше на товары и услуги за последние полгода (43,1% тратят так же, как и раньше). В то же время, сберегать больше не стали: 37,7% белорусов не делают никаких сбережений и только 9,3% респондентов стали сберегать больше.

Самыми популярными приобретёнными услугами ожидаемо оказались связь, транспорт, медицина, общепит и косметические услуги. Примечательно, что по непопулярным услугам можно также сделать осторожные выводы.

Например, около 6% респондентов пользовались услугами турагентов за последний год, что не является значимой долей респондентов, но услуги такого рода изначально не пользуются большой популярностью среди беларусов: по опросам Института социологии НАН РБ только 21,5% белорусов готовы обращаться к туроператорам и турагентствам, в то время как 70,6% планируют туризм самостоятельно.

Напротив, услугами санаториев пользовалось 4% респондентов опроса, а доля бронирования санаториев достигает 90%5, что вероятно является результатом повышенного спроса на санатории от иностранных туристов (в частности, россиян).

Больше всего стали тратить на обслуживание автомобиля, связь, транспортные услуги, образовательные услуги, а также на поездки и краткосрочную аренду жилья. Увеличившиеся траты связаны как с ростом спроса, так и с возросшими ценами на эти услуги. Так, например, за год цены на автозапчасти выросли на 25%, отсюда чуть больше половины приобретавших услуги по обслуживаю автомобиля стали тратить больше.

Всего на поездки и путешествия по состоянию на конец июня 2023 за последний год тратились 19,7% респондентов, а планируют поездку 32,6% – из них около половины (51,4%) планируют путешествовать по Беларуси. Чаще всего отдых в Беларуси выбирают люди 18-24 лет с невысоким уровнем дохода. Следующее по популярности направление – Россия, туда планируют поездку 32,5% респондентов (из 32,6%, планирующих путешествие в целом), чаще всего – это люди 45-54 лет из городов с численностью менее 30 тыс. человек Гомельской и Могилёвской областей. Следующие по популярности Турция (10,9%) и Грузия (7,3%), из стран ЕС лидирует только Польша – туда планируют поездку 8,5% респондентов.

Рост потребительского кредитования

За 1-е полугодие 2023 года динамика задолженности по потребительским кредитам выросла на 15,2% (для сравнения, за 1-е полугодие 2022 года – сократилась на 8,7%). Итого, новых кредитов было выдано на 4,9 млрд рублей.

Причинами роста потребительского кредитования стали как снижение процентной ставки по кредитам (Рис. 9), так и смягчение условий выдачи кредитов. Что касается оценки домохозяйствами этих причин:

■ 44% респондентов считают, что за последний год оформить кредит стало проще;

■ 25% считают, что процентные ставки по кредитам в Беларуси – низкие;

■ 15% считают, что сейчас благоприятное время для крупных покупок.

В блоке вопросов про отношение к кредитам в топ вышли опасения беларусов: 89% респондентов отмечают, что человек обычно сильно переплачивает за счёт процентной ставки, 86% считают, что есть высокая вероятность накопления долгов, если часто брать кредиты или рассрочки. Вместе с тем, отношение к кредитам в целом положительное: 68% респондентов считают, что кредит – это хороший способ купить необходимую, но недоступную финансово на данный момент товар или услугу. Как следствие, главная причина, по которой беларусы оформляли кредиты – это нехватка денег на нужный товар/услугу (такую причину отметили 54% респондентов).

60% домохозяйств считают, что оформление кредита или рассрочки – это способ создать хорошую кредитную историю. Но создание кредитной истории не является для беларусов приоритетной причиной оформления кредита – её отметили только 6% респондентов. Также около 37% респондентов считают, что кредит позволяет сэкономить средства за счёт инфляции – чаще всего такой вариант ответа выбирают предприниматели и люди, занимающиеся финансовой деятельностью. Однако экономия за счёт инфляции стала причиной оформления кредитов только у 5% респондентов.

Таким образом,

■ 56% респондентов выплачивают кредит или рассрочку в данный момент;

■ 37% оформили кредит/рассрочку в 1-м полугодии 2023 года;

■ 22% планируют оформить кредит/рассрочку в ближайшие 2 месяца.

Заключение

Данные мониторинга домохозяйств показывают, что индекс потребительской уверенности вместе с его компонентами продолжает восстанавливатьс. Доходы населения также приостановили падение: о сохранении доходов без учёта влияния курса и роста цен сообщили 22% респондентов – среди них стали меньше экономить на еде и одежде, но стали чаще откладывать крупные покупки. На рынке труда всё ещё высока доля социальной напряжённости, когда работу кто-то из знакомых теряет в разы чаще, чем происходят фактические увольнения.

Несмотря на снижение доходов у трети опрошенных, наблюдается рост спроса на услуги, а также рост потребительского кредитования. Последнему поспособствовало снижение процентных ставок по новым кредитам и смягчение условий кредитования. Результаты мониторинга косвенно свидетельствуют, что выросший спрос на услуги, наблюдаемый в национальной статистике, связан не только с туристическим потоком в страну, но и с увеличившимся спросом самих белорусов.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!