Эксперт: Попытки стимулировать быстрое восстановление ВВП приведут к перегреву экономики

13 июня 2023
«Белорусы и рынок»

Увеличение за два года ВВП на 1% сверх его потенциального объема при сохранении действующего на начало июня 2023 года подхода к реализации монетарной политики приведет к дополнительному повышению потребительских цен на 5.8%.

При применении «неявного» таргетирования инфляции с использованием валютных интервенций для сглаживания курсовых колебаний и частичным ограничением трансграничных потоков капитала издержки в виде повышения цен могут снизиться до 2%.

Об этом пишет Анатолий Харитончик в своем исследовании «Инфляционные эффекты избыточного стимулирования внутреннего спроса в Беларуси», опубликованном на сайте BEROC.

В исследовании отмечается, что белорусские власти поставили амбициозную цель обеспечить рост ВВП на 3.8% по итогам 2023 г. Достичь этой цели предполагается во многом за счет стремительного наращивания инвестиций на 22.3%.

После глубокого падения ВВП и инвестиций соответственно на 4.7 и 19.1% в 2022 г. планируемый белорусским правительством рост на 2023 г. можно было бы назвать восстановительным. Однако экономический спад 2022 г. мог во многом носить структурный характер, если санкционный режим западных стран в отношении Беларуси и России будет сохранен в долгосрочном периоде.

Негативные эффекты жестких экспортных ограничений со стороны западных стран затруднительно компенсировать в краткосрочной перспективе из-за инфраструктурных ограничений, к примеру, при транспортировке калийных удобрений и продукции деревообработки. Релокация бизнеса и сотрудников, в первую очередь IT компаний, из Беларуси будет иметь долгосрочные негативные последствия для человеческого капитала и технологического развития страны.

Если падение выпуска в Беларуси в 2022 г. в значительной мере имело структурный характер, то попытки стимулировать быстрое восстановление ВВП приведут к перегреву экономики. Это чревато закреплением повышенной инфляции, ослаблением национальной валюты и актуализацией угроз финансовой стабильности.

Важнейшим «предохранителем» от негативных последствий волюнтаристской экономической политики правительства могла бы являться независимая монетарная политика Национального банка, направленная на достижение целевого ориентира инфляции и сглаживание краткосрочных колебаний экономической активности. Вместе с тем с середины 2020 г. Национальный банк фактически отказался от поддержания ставки денежного рынка на уровнях, соответствующих достижению цели по инфляции в среднесрочной перспективе. С середины 2020 г. на операции регулирования ликвидности банковской системы введены ограничения, а с 6 июля 2022 г. эти операции приостановлены. В результате в 2020–2022 гг. волатильность ставки межбанковского рынка существенно возросла, а в условиях структурного профицита ликвидности банковской системы с середины 2022 г. – по середину апреля 2023 г. она находилась вблизи 1% при гораздо большей инфляции. Балансировка спроса и предложения ликвидности на денежном рынке осуществляется непосредственно рынком, что в условиях структурного профицита ликвидности означает реализацию экспансионистской монетарной политики, не соответствующей заявленному Национальным банком режиму монетарного таргетирования.

Автор исследования предлагает квартальную модель прогнозирования (QPM) для белорусской экономики, которая позволяет проводить симуляции поведения экономической системы в ответ на различные шоки, в том числе анализировать отличия в ее поведении при различном дизайне стабилизационной экономической политики государства.

В работе она была использована для оценки последствий избыточного стимулирования внутреннего спроса для макроэкономической динамики в Беларуси при различных подходах к проведению монетарной и курсовой политики. Полученные результаты показывают, что увеличение за два года ВВП на 1% сверх его потенциального объема при сохранение текущего подхода к реализации монетарной политики приведет к дополнительному повышению потребительских цен на 5.8%.

Применительно к 2023 г. расчеты на базе QPM показывают, что ВВП Беларуси может показать восстановительный рост на 2.5% при инфляции 8% г/г на конец года. Если за счет избыточного стимулирования спроса удастся обеспечить рост ВВП на 3.8%, то, согласно результатам симуляций, инфляция, при прочих равных, может составить около 10.5% г/г. Следует учитывать, что инфляционные последствия будут зависеть от продолжительности стимулирования выпуска и времени его максимального импульса и в зависимости от этого могут реализоваться как в 2023 г., так и в 2024 г.

При реализации режима таргетирования инфляции издержки в виде роста цен можно снизить до 0.4%, а при применении «неявного» таргетирования инфляция с использованием валютных интервенций для сглаживания курсовых колебаний и частичным ограничением трансграничных потоков капитала – до 2%, отмечается в исследовании. При этом использование полномасштабного монетарного таргетирования может снизить издержки роста цен примерно до 1.8%, однако ценой существенного увеличения волатильности процентной ставки денежного рынка – почти в 14 раз в сравнении с режимом «неявного» таргетирования инфляции.

То есть сохранение действующего с середины 2022 г. подхода к монетарному регулированию будет сопровождаться значительным повышением, при прочих равных, потребительских цен и ослаблением белорусского рубля в ответ на увеличение внутреннего спроса сверх своего потенциального объема.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!