Как открыть бизнес по франшизе

26 мая 2023
«Белорусы и рынок»

Бизнес по франшизе хорош тем, что идея уже придумана, а многие процессы налажены. Привлекает и разнообразие предложений: можно открыть кофейню, магазин и даже производство.

Юрист, специалист по правам арендаторов Сергей Шинкевич рассказал REALT.BY, как начать такой бизнес и каким моментам стоит уделить особое внимание.

— Что нужно знать перед открытием бизнеса по франшизе?

— Для начала разберемся с терминами. Франшиза — это бизнес-модель, в которой одна компания предоставляет другой возможность вести идентичный бизнес под своим товарным знаком. Франшизой называют и сам предмет сделки. Соглашение, оформленное в договор, называется франчайзинг. Франчайзер — это продавец франшизы, франчайзи — это покупатель.

Многие эксперты и предприниматели считают, что франшиза — это самый простой и надежный способ начать, а также масштабировать бизнес.

 Какие виды франшиз бывают?

— В зависимости от того, чем будет заниматься франчайзи, выделают три вида франшиз.

Франшиза услуг (сервисная франшиза). Она дает право на оказание услуг от имени бренда.

Товарная (дилерская) франшиза. В этом случае франчайзер поставляет товары — и они продаются от имени бренда.

Производственная франшиза. Франчайзер продает определенную технологию, а франчайзи производит продукцию в соответствии с ней и реализовывает ее от имени бренда.

Еще виды франшиз можно классифицировать по характеру взаимодействия сторон — классическая, свободная, франшиза в аренду, мастер-франшиза, банковская, страховая, корпоративная франшизы. В последнее время стали популярны импортозамещающие франшизы.

— Где искать предложения от брендов и как с ними связываться?

— Существуют специальные интернет-каталоги франшиз: там можно увидеть предложения из разных сфер бизнеса. Еще вариант — оффлайн-выставки франшиз, где можно выбрать интересные для себя бренды, познакомиться с опытом других предпринимателей и завести деловые связи. В Минске такие мероприятия проводятся каждый год.

Я рекомендую выбирать франшизы, которые подкреплены реальными технологиями. Иначе есть риск столкнуться с проектами, которые растут на чистом энтузиазме. Проверить репутацию франчайзера можно через публикации в медиа, социальные сети, комментарии.

— С какой суммы можно начинать такой бизнес?

— Добавим еще несколько терминов: паушальный (вступительный) взнос — единоразовый платеж за право работать от имени бренда; роялти — регулярные платежи за использование франшизы. Иногда франчайзи дополнительно платит франчайзеру за рекламу, в некоторых случаях эти суммы включают в роялти.

Будущему франчайзи нужно детально изучить требования к локациям для бизнеса от имени бренда. Из моей практики скажу, что, например, в общепите требования очень высокие, особенно это касается коммуникаций, вентиляции. Также могут быть условия, связанные с брендбуком: определенные материалы для отделки помещений, мебель от конкретных производителей. Стоит учесть расходы на аренду помещения для бизнеса, запас средств на несколько месяцев роста: не всегда бизнес сходу получается прибыльным. Добавляем средства на поиск, обучение и зарплаты сотрудников, на закупку оборудования.

Все эти составляющие сформируют CAPEX — инвестиционный капитал будущего франчайзи. Он может стартовать от нескольких тысяч и превышать миллион долларов: всё зависит от того, с какой сферой и каким брендом вы хотите сотрудничать.

Существуют франшизы, где не предусмотрены паушальный взнос и роялти. У таких предложений могут быть другие требования: например, покупать товары только у этой компании и продавать их только от ее имени. Стоит быть аккуратными с предложениями, не требующими взносов и обещающими быструю прибыль: всё-таки деньги не берутся из воздуха.

— Франчайзер найден: как заключить договор, какие пункты там обязательно стоит прописать?

— Как правило, договор франчайзинга — это двустороннее соглашение, в котором франчайзер передает, а франчайзи принимает право на использование торговой марки, всех ее составляющих, а иногда и деловой репутации, которая помогает франчайзи построить и успешно развивать бизнес по выстроенной модели правообладателя.

Подписывая договор, нужно обратить особое внимание на эти пункты:

— предмет договора (какие объекты будут переданы франчайзи);

— исключительные права (их объем, условия использования);

— информация о платежах;

— требования к конфиденциальности;

— требования к соблюдениям стандартов.

Также могут быть оговорены правила ценообразования: то, сколько товар/услуга будут стоить для конечного потребителя. В некоторых случаях указывают ограничения на открытие франчайзи подобного бизнеса или сотрудничества с другими франшизами. Это обусловлено тем, что правообладатель передает свою интеллектуальную собственность — и хочет минимизировать риск утечки информации.

Иногда в договоре прописывают границы территории развития: правообладатель делит территорию между своими франчайзи, чтобы избежать конфликтов и рисков для репутации бренда. В своей практике я встречал недобросовестную продажу франшиз, при которой франчайзи были вынуждены бороться друг с другом.

Любые условия франшизы можно и нужно обсуждать, в некоторых ситуациях даже торговаться. Конечно, мировые франшизы твердо стоят на своем, но с небольшими брендами вполне реально договориться о комфортных для вас условиях работы.

— Как подобрать помещение для открытия бизнеса?

— Несколько методов, которые помогают выбрать подходящую локацию.

Замер трафика. Здесь всё просто — вы становитесь рядом с выбранным помещением и считаете, сколько людей проходит мимо. Замеров лучше сделать несколько, в будни, пятницу и выходные дни, в разное время суток. Если бизнес сезонный, то подсчитывать трафик следует в разное время года. В современных торговых центрах на всех входах стоят счетчики — по запросу они могут предоставить вам статистику. Стоит внимательно изучить соседей — иногда срабатывает синергетический эффект, когда удачное соседство увеличивает продажи. И наоборот: неподходящие соседи могут отрезать часть трафика.

Расчет конверсии и товарооборота. Сколько людей зайдет в ваш будущий магазин или кофейню? У франшиз, которые много лет существуют на рынке, процент может быть рассчитан заранее. Разбежка огромная, она зависит от специфики бизнеса: от 1% до 20−30%. Войдя в помещение, человек становится вашим потенциальным клиентом — теперь важно, чтобы не подкачали ассортимент и подготовка продавцов. Потенциальное количество чеков умножается на средний чек. На основе этого планируется товарооборот.

Продажи в аналогичных точках. Чем шире сеть франшиз, тем проще спрогнозировать выручку. Вы находите помещение, которое нравится вам по всем параметрам, и начинаете анализировать, сравнивать его с уже работающими объектами.

Анализ потенциального развития района. Иногда торговые центры строятся раньше, чем жилые кварталы, и первое время трафик в них невысок. Но стоит смотреть на перспективу: появится ли там метро? Будут ли строиться жилые дома? Как будет развиваться инфраструктура района?

Экспертная оценка. Вы можете обратиться к специалисту по развитию розничных сетей — опытный профессионал, который годами работает на рынке, поможет подобрать локацию, объяснит, чем обусловлены цены, где можно поторговаться, а где лучше сразу соглашаться на условия собственника, чтобы не упустить перспективный вариант.

Конечно, высокий трафик — это не гарантия успеха. Важно, чтобы в потоке была целевая аудитория: люди, которым интересны ваши товары или услуги. И не стоит бояться помещений, где часто меняются арендаторы. Возможно, они просто не находили здесь свою целевую аудиторию.

Перечисленные методы лучше использовать в комплексе: так у вас больше шансов подобрать действительно подходящие помещения.

— С какими трудностями сталкиваются франчайзи?

— Среди трудностей, с которыми сталкиваются франчайзи, можно выделить жесткие требования франчайзера, которому иногда даже может быть всё равно, окупается бизнес или нет. Еще одна проблема — поставщики. Зачастую франчайзи вынужден закупать товары у тех, кого выбрал правообладатель, даже если есть варианты дешевле, качественнее и удобнее.

Никто не застрахован от ликвидации компании. Если франчайзер прекратит свою деятельность, бизнес по франшизе тоже закроется.

— Как понять, что бизнес идет успешно?

— В первую очередь я рекомендую смотреть на окупаемость, которую в идеале просчитать еще до старта. Нужно понять, сколько денег вы вложите, какой будет прибыль — и как быстро инвестиции вернутся к вам. У качественных франшиз этот вопрос уже изучен, цифры подсчитаны. Они достаточно точно смогут назвать вам период окупаемости бизнеса. Стоит учитывать специфику бизнеса: в ряде сфер в плюс можно выйти за несколько месяцев, в некоторых этот путь может занять годы.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!