Как в Беларуси удерживают перспективные стартапы

23 февраля 2023
"Белорусы и рынок"

Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) ведет работу по совершенствованию законодательства, обеспечивающего правовое регулирование высокорисковых бизнес-проектов. Власти надеются удержать в стране перспективные стартапы, которые не могут привлекать инвестиции из-за границы и вынуждены релоцироваться.

Власти надеются удержать в стране перспективные стартапы, которые не могут привлекать инвестиции из-за границы и вынуждены релоцироваться, пишет ilex.by.

О чем речь

По словам председателя ГКНТ Сергея Шлычкова, разработан проект указа, предусматривающего предоставление права Белорусскому инновационному фонду финансировать инновационные и венчурные проекты, используя нормы английского права, апробированные в Беларуси на резидентах Парка высоких технологий. А в случае их успешного применения Белинфондом нормы могут быть распространены и на других участников инвестиционной деятельности.

— Документ находится на согласовании в Совете Министров. Выполняются необходимые процедуры по сопровождению правового акта, — отметил Шлычков.

По сути, этим проектом указа Белинфонд превращается в специализированный фонд инновационного развития.

— Сейчас все, что зарабатывает фонд на проектной деятельности, автоматически возвращается в бюджет. А проектом указа предусматривается, что все заработанное Белинфондом на проектной деятельности будет направляться на его же капитализацию, чтобы он снова осуществлял финансирование по определенным направлениям. Это мировая практика, — сказал Шлычков.

Он также пояснил, что заниматься венчурной деятельностью исключительно за бюджетные средства невозможно. Поэтому в мире для венчурного финансирования создаются соответствующие структуры — фонды.

— Это позволяет заниматься рисковыми проектами. На этом уровне один выстреливший проект покрывает расходы на все остальные, — рассказал председатель ГКНТ.

Белинфонду и венчурным организациям, созданным с его участием, может быть предоставлено право заключать договоры конвертируемого займа, соглашения о предоставлении опциона на заключение договора, опционного договора, соглашения о возмещении имущественных потерь, а также возможность исполнять и прекращать обязательства по этим договорам (соглашениям), право требовать предоставление безотзывных доверенностей и прочее.

Также рассматривается возможность финансирования посредством внесения вкладов в уставный фонд хозяйственных обществ.

Кроме того, в Законе от 18 июля 2022 года № 197-3 «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» предусмотрено введение в Беларуси института квалифицированного инвестора и новых видов облигационных инструментов – депозитарных и структурных облигаций, которые могут быть использованы для венчурного финансирования.

Впрочем, существует ряд сложностей при применении механизмов такого финансирования в Беларуси. Их использование свойственно для организаций частной формы собственности и затруднено для госорганизаций.

— Причиной тому особенности венчурных инвестиций, связанных с выходом инвестора из компании, а также сокращение в стране количества частных инвесторов, готовых финансировать венчурные проекты и стартапы поздней стадии, — отметил Шлычков.

При работе над проектом указа пришлось учесть интересы и государственных структур, и частного бизнеса.

Какие ситуация со стартапами в Беларуси?

Белинфонд является учредителем российско-белорусского фонда венчурных инвестиций RBF Ventures. По словам аналитиков, фонд остается фактически единственным источником высокорисковых инвестиций в стране на фоне отрезанности Беларуси от рынка мирового венчурного капитала.

В 2022 году многие зарубежные инвесторы перестали работать со стартапами, сфокусированными на развитии в России и Беларуси. В итоге предпринимателям надо было сделать выбор: работать на рынках СНГ или уходить на международные рынки, что влечет за собой необходимость релокации, но при этом открывает доступ к финансированию от иностранных фондов. Справедливости ради надо сказать, что в прошлом году европейский рынок «довольно предвзято» относился к белорусским стартапам. Поэтому они не афишировали или прятали свою белорусскую историю, чтобы это не влияло на оценку бизнеса.

Впрочем, в Беларуси и России стартапы могут привлечь финансирование не только от венчурных фондов, но и от банков. Например, Белагропромбанк реализует проект «Стартап-марафон», Сбер запустил международный акселератор IT-стартапов Sber500.

Если оценивать Беларусь по удобству экосистем для стартапов, то в 2022 году страна опустилась на 3 строки в Global Startup Ecosystem Index и заняла 70 место среди 100 стран. В рейтинге среди 1000 городов Минск за год потерял 82 позиции и теперь находится на 312 месте.

Авторы доклада отмечают, что Беларусь в целом и Минск в частности всегда отличались высоким потенциалом благодаря местным разработчикам, IТ-специалистам, разумной стратегии развития экосистемы. Однако из года в год они опускаются в Global Startup Ecosystem Index все ниже и ниже. В результате в Беларуси образовался огромный разрыв между ее истинным потенциалом и текущими достижениями, который «усугубляется оттоком наиболее талантливых IТ-кадров в другие европейские страны». По данным Белстата, в 2022 году из сектора информационных технологий уволилось на 16,5 тыс. человек больше, чем было принято на работу.

Чтобы создать благоприятную почву для развития стартап-движения Беларуси понадобится снова заслужить доверие иностранных венчурных инвесторов. Кроме того, нужно будет убедить белорусских предпринимателей не выносить штаб-квартиры за рубеж и поверить в перспективность местного рынка. «Будущее белорусской стартап-экосистемы и ее жизнеспособность в качестве двигателя экономики во многом зависит от того, как будет развиваться геополитическая ситуация», — резюмировали исследователи.

А что в мире?

Если в 2021 году глобальный венчурный рынок бил рекорды по количеству и объему сделок, то в 2022 году замедлился. Вложения в венчурные фонды в четвертом квартале 2022 года упали до девятилетнего минимума, сообщила The Wall Street Journal. Всего было привлечено 20,6 млрд долларов, что на 65% меньше, чем за предыдущие три месяца и самый низкий показатель по четвертым кварталам с 2013 года.

На протяжении почти десяти лет венчурные фонды наращивали темпы сбора средств для вложения в стартапы на фоне уверенности инвесторов в том, что со временем отрасль превзойдет по доходности другие классы активов. Сейчас они замедлили темпы инвестирования в стартапы в связи с нехваткой размещений, ростом процентных ставок и инфляции.

WSJ отмечает, что венчурные фирмы обычно возвращают акции новых публичных компаний своим инвесторам, которые затем продают их за наличные и используют деньги для вложения в новые фонды. Сейчас спад в публичных листингах стартапов истощил этот важный источник наличных денег.

Эксперты Forbes считают, что в первом полугодии 2023 году венчурный рынок продолжит падение. Восстановление начнется к концу 2023 — началу 2024 года, если стабилизируются экономическая и геополитические ситуации.

По мнению аналитиков, в текущем году венчурные деньги будут привлекать технологические проекты в медицине, образовании, логистике, найме, недвижимости и в области кибербезопасности. Спрос инвесторов на «перегретые области» при этом снизится. К таким областям относят криптосферу и электронную коммерцию.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!