Вадим ИОСУБ: Не так все здорово, как выглядит на первый взгляд

18 января 2023
"Белорусы и рынок"

Недавно премьер-министр Беларуси Роман Головченко рассказал о том, что впервые за многие годы сотрудничества торговое сальдо с Россией стало положительным. Выходит, мы больше продавали в Россию, чем покупали у нее. Как это стало возможным?  Старший бизнес-аналитик сайта «Белорусы и рынок» Вадим Иосуб объясняет это в новом выпуске программы «Где деньги, Иосуб» на нашем youtube-канале.

— Для начала надо задаться вопросом: чего нам это стоило? Ведь иногда, на первый взгляд, хорошее, оказывается не таким уж и хорошим или наоборот.

Например, вам кто-то сказал, что обзавелся автомобилем. Новость отличная. Но потом вдруг выясняется, что для покупки этого автомобиля был взят кредит на долгий срок, да еще и под какую-то дикую процентную ставку. Уже эта новость выглядит не так и хорошо.

Или макроэкономическая новость: выросли золотовалютные резервы страны. Что ж, очень хорошая новость. А потом выясняется, что выросли они за счет государственного кредита, который нужно будет отдавать, долго и тяжело обслуживать. И новость уже совсем по другому звучит.

Новость о росте зарплат тоже, на первый взгляд, хорошая. Но если в основе этого лежит то, что государство напечатало денег, и все это в свое время может обернуться высокой инфляцией, то новость выглядит не так однозначно, как казалось вначале.

Так же надо подходить и к рассмотрению вопроса о положительном торговом сальдо. На первый взгляд, это отличная новость. Но надо попытаться разобраться, за счет чего это произошло. Естественно, произошло это на фоне роста экспорта в Россию и одновременного снижения импорта из России. И то, и другое хорошо.

А за счет чего снизился импорт из России?

К сожалению, у нас нет статистики по экспорту и импорту с лета прошлого года, как в разрезе стран, так и по странам в разрезе отдельных товаров, поэтому можно говорить в категории некоторых логических предположений. Так вот, основная статья импорта из России — нефть и газ. Значительное снижение импорта из РФ могло произойти за счет этих энергоносителей. А почему произошло снижение? Оно могло произойти по двум причинам.

Во-первых, уменьшились объемы нефтепереработки, потому что нефтепродукты потеряли европейский и украинский рынок.

Во-вторых, могло уменьшится производство нефтехимии, удобрений, для который требуется газ. То есть уменьшились внешний рынки, уменьшились производства и это позволило снизить импорт энергоносителей из России. А это уже не очень хорошо.

Рост экспорта в Россию тоже, казалось бы, очень хорошая нровость. Но он же мог произойти за счет частичного перенаправления товаров с тех рынков, которые мы потеряли. Естественно российский рынок не такой премиальный, как рынок Украины или рынок Европы. То есть если что-то продаем в Россию вместо Украины или Европы, то не по таким ценам.

Получается, действительно экспорт в Россию вырос, но, во-первых, он не компенсировал снижение экспорта по другим направлениям. Во-вторых, важен ценовой фактор. Например, ИЗ-ЗА проблем с логистикой при экспорте удобрений через Литву, эти удобрения направляют через Россию. Но не просто через Россию. В России мы их продаем некоему посреднику, который уже дальше сам занимается дальнейшей продажей. То есть товар действительно направлен в Россию, поэтому увеличивается наш экспорт в эту страну, но при этом мы теряем часть прибыли.

То есть и экспорт в Россию вырос, и импорт из нее сократился, но если смотреть, за счет чего это произошло и в более широком экономическом контексте, то все не так здорово, как выглядит на первый взгляд.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!