ІТ-локомотив не сошел с рельсов, а перебрался на соседний путь

12 января 2023
Олег ШЕПЕЛЮК, "Белорусы и рынок"

Сегодня только ленивый не сетует, что Беларусь потеряла то, чем гордилась последние лет десять, — ІТ­сектор, в ставшие кризисными 2020—2022 годы тащивший ВВП в гору. Так ли это, как меняется белорусский ІТ, что происходит на рынке труда в этой отрасли и стоит ли выкладывать печальные «похоронные» мемы в соцсетях, рассказала совладелица «Студии Сорокина и Кулинкович» и Академии нетехнического ІТ Skademy.by Тамара КУЛИНКОВИЧ.

— Каково сегодня реальное положение ІТ-сферы? Ведь, с одной стороны, это одна из немногих отраслей экономики, показывающих рост, с другой (даже по данным официальной статистики) — уже много месяцев в ней наблюдается отток кадров...

— Ситуация в ІТ неоднозначна и в Беларуси, и в мире. У нас продолжается отток специалистов: по данным официальной статистики, за десять месяцев 2022 года он составил 13,3 тыс. человек. Правда, в последние месяцы отток замедлился. Но я знаю много ІТ-компаний, которые не собираются переезжать.

Из Беларуси ушли самые публичные и известные. Во многом это связано с давлением акционеров и крупных зарубежных клиентов. Но хочу отметить интересную деталь: раньше бизнесы громко открывались (с релизами в прессе), а закрывались тихо. Сегодня все наоборот — уходят громко, с «отметкой» в СМИ, а открываются тихо. И уехавшие возвращаются тихо.

Более того, компании сегодня не могут открыто публиковать вакансии и указывать нанимателя, поэтому перестали размещать объявления о поиске работников, делают это скрытно, через связи рекрутеров и прямые письма соискателям. Поэтому вакансии не попадают в аналитические обзоры и настоящая картина найма в белорусском ІТ не видна.

Тем не менее уменьшение занятых в ІТ, количества вакансий и падение инфраструктуры обмена опытом, взаимной поддержки произошло. Но пустота заполнится: на месте исчезнувших компаний возникнут новые, вырастут и выучатся люди, вернутся некоторые уехавшие. Был бы спрос на ІТ-услуги. И вот в этой части есть неоднозначная общемировая тенденция.

— Какие главные изменения происходят в белорусском ІТ? Отражают ли они мировые тенденции?

— До  недавнего времени белорусские компании работали в основном с Западной Европой и Северной Америкой. Чаще всего это был аутстаффинг: многолетняя работа с одним-двумя крупными клиентами, под нужды которых расширялся штат. Но после ввода санкций западные компании либо прекратили сотрудничество, либо стали требовать полного перемещения персонала, вплоть до контроля официальной регистрации офиса, ВНЖ сотрудников и IP-адресов, с которых они загружали выполненную работу.

Крупные компании перевезли самых важных сотрудников, а те, что помельче, позволить себе это не могли и в основном остались. Но имитируя перемещение открытием фронт-офиса, частичной релокацией, использованием VPN и даже вымарыванием любых фактов, связывающих сотрудника с локацией, вплоть до смены имени и фамилии.

Но есть компании, полностью сохранившие клиентов — либо без изменений, либо клиенты создали буферные юрлица, чтобы скрыть сотрудничество с Беларусью. Я знаю массу примеров, когда клиенты не хотели терять белорусских подрядчиков, но сейчас даже они начали переживать, ощущая падение спроса и сокращение затрат. Это связано с общемировыми событиями.

Дело в том, что многие инвестиции в ІТ-проекты не принесли ожидаемого результата. Компании не получили быстрой отдачи от цифровизации, многие уже заканчивали ее, и спрос начал снижаться. Проблем добавила пандемия COVID-19, которая закрыла или обескровила массу бизнесов по всему миру.

В итоге, даже по отчетам всемирных исследований, потребление ІТ-услуг может сократиться. Например, Gartner говорит, что общие затраты на ІТ в 2023 вырастут, но этот рост будет недолгим: ожидается рецессия, спад мировой экономики и, соответственно, спад потребления ІТ-услуг. По другим исследованиям, руководители по всему миру готовы сокращать персонал, и эти сокращения уже начались.

— Они сконцентрировались в каком-то секторе или же фронтальны?

— Тот же Gartner провел исследование и выяснил, что, с одной стороны, компании станут покупать дешевую рабочую силу для выполнения задач, на которые не хотят тратить время своих высокооплачиваемых сотрудников, с другой — нанимать дорогих специалистов, обладающих навыками и опытом ІТ-консалтинга и узкими компетенциями. То есть тех, кого не могут легко найти и взять в штат. Так что, по всем прогно­зам, в ІТ-услугах выживут только компании, продающие дешевые часы разработчиков, или, наоборот, очень узкоспециализированные дорогие услуги.

— Ранее потребность в людях в ІТ-сфере росла. Теперь число вакансий падает. Кто нужен и на какие деньги? Что будет происходить на рынке труда в ІТ?

— Продавать дешевую силу разработчиков все сложнее. Рынок зарплат перегрет, в больших компаниях еще работает масса поддерживающего персонала (чтобы удержать дорогих разработчиков), и зарплаты этих людей увеличивают стоимость часа. А компании, которые вывезли сотрудников и пытаются сохранить их образ жизни и уровень зарплат, не имея налоговых льгот, не могут долго держать низкие цены. Поэтому сейчас стоимость белорусских разработчиков — на уровне Южной Европы и Мексики, они теряют свою конкурентоспособность.

Некоторые компании продолжают жить на крупных клиентах, но понимают конечность такой бизнес-­модели. Единственный зрелый ход сейчас — полностью подготовить базу и доказательства для выхода в узкую экспертизу, чтобы перейти из дешевого аутстафа в дорогой ІТ-консалтинг. Это небыстрый путь, он требует много вложений — времени и денег, и не сразу принесет клиентов.

— То есть с падением спроса на программистов возникла потребность в ІТ-специалистах другой направленности — продавцах и маркетологах?

— Верно, сегодня вырос спрос на людей, которые смогут заниматься лидогенерацией в изменившихся требованиях мировых площадок типа Linkedin, Clutch, Upwork и в изменившейся общей тональности отно­шения к белорусским компаниям.

В нашей академии впервые набор в группы ІТ-продаж и маркетинга в несколько раз выше подбора в группы ІТ-рекрутинга. Идут переучиваться опытные B2B-продавцы из падающих отраслей, а также доучиваться действующие ІТ-продавцы и маркетологи, которые обнаружили, что старые методы продаж не работают.

— Вы говорили о том, что именно специалисты в ІТ-консалтинге станут «новой нефтью», а рекрутинговые компании, знающие рынок, в будущем превратятся в успешные инвестфонды?

— Особый доступ к разработчикам, возможность управлять ими и перераспределять ресурсы станет новой идеей инвестфондов. Потому что редкие люди в IT — это основной капитал, от которого зависит успешность стартап-проектов и технических прорывов. Даже несмотря на рост людей с ІТ-специальностями, сокращение сотрудников в компаниях и сокращение найма, найти подходящих специалистов под конкретные технологические задачи очень трудно.

Для хороших продаж в ІТ уже недостаточно нанять дорогих разработчиков — теперь надо уметь дорого их продавать или за счет изменения процесса снижать себестоимость. И так происходит во всем мире. Поэтому не исключено, что в итоге править всем ІТ станут хорошие HR и sales.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!