Лев Львовский: Теперь Беларуси нужен газ по таким же ценам, как в России

11 января 2023
«Белорусы и рынок»

Фиксированная цена на газ на три года для Беларуси, может ли белорусская АЭС в Островце заменить потребление газа, насколько вероятен переход на возобновляемые источники энергии в Беларуси?

Об этом поговорили с научным сотрудником центра BEROC Львом Львовским.

До сих пор нам ничего не известно о каких-либо конкретных договоренностях, деталях декабрьской встречи Путина и Лукашенко в Минске, возможной цене на газ на три года, отметил Лев Львовский. Только с белорусской стороны прозвучали намёки какие-то, что всё хорошо и о чём-то договорились, пишет ThinkTanks.by.

«Почти год назад власти Беларуси согласовали с Россией довольно выгодный контакт, фиксированный в российских рублях, по цене около 130 долларов. Это была большая победа, потому что предполагалось, что мы будем конкурировать с европейскими производителями, производить товары за счёт дешёвого российского газа и продавать их в Европу, где цена товара выше из-за более дорогого газа. Но сейчас условия изменились, сейчас наш экспорт в Украину почти обнулился, наш экспорт в Европу упал более чем в два раза из-за наложенных санкций и, соответственно, вырос экспорт только в Россию. Наши предприятия теперь вынуждены конкурировать с российскими производителями, поэтому тот факт, что наш газ намного дешевле, чем европейский, нам не помогает. Теперь Беларуси нужен газ по таким же ценам, как в России”, - считает экономист Лев Львовский.

По мнению эксперта, именно о схожей стоимости как потребляемого в России, так и поставляемого в Беларусь газа и шла речь, этого Лукашенко и хотел от Путина.

Экономист считает, если цена на газ станет сопоставима с внутрироссийской, тогда наши производители смогут быть, пусть и с меньшей маржой, но хотя бы на плаву и конкурентоспособны с российскими. Понятно, что это требует больших уступок со стороны России, потому что теперь они, кроме недополученной прибыли от газа, будут ещё вынуждены отдавать Беларуси и какую-то долю своего рынка. Естественно, Россия за это потребует каких-то компенсаций.

«Россия в таких случаях обычно требует взамен каких-то политических уступок. Сейчас, наверное, можно говорить о военно-политических уступках. И вот этого как раз мы ничего не знаем. Но мы даже не знаем по какой цене зафиксировали газ на три года», - говорит аналитик.

Львовский подчеркнул, что газ для Беларуси очень важен. В Беларуси сохранены большие, еще советские производства, которые довольно энерго не эффективны. Если белорусы будут получать газ по цене условно такой же, как европейцы, то мы с европейскими производителями конкурировать не сможем. У нас производства, которые целиком зависят от цены на газ. На Гродноазот самая главная часть стоимости азота — это стоимость энергоресурсов, которые используются при его производстве. Поэтому собственно газ и, соответственно, его цена так важны.

Заменить газ на другие источники, на атомную энергию в долгосрочной и среднесрочной перспективе в теории можно, считает эксперт. Но для этого, по его словам, необходимо перестраивать всю инфраструктуру, в том числе инфраструктуру на самих заводах, чтобы они могли потреблять электричество вместо газа. В некоторых случаях это или очень технически сложно или невозможно.

«Во-вторых, наша АЭС работает нестабильно: ее то вводят в эксплуатацию, то выводят из эксплуатации. Наконец, третья проблема заключается в том, что АЭС — это тоже не независимое от России предприятие. Гарантийное обслуживание АЭС осуществляется Россией, топливные элементы тоже российские, поэтому, если у нас будет какая-либо ценовая война или какой-либо политический конфликт с Россией, как не раз уже бывало из-за цены на газ, то АЭС нам совсем не замена, потому что все составляющие для работы АЭС мы получаем из России, так же, как и газ», - подчеркивает экономист.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!