Белорусская экономика зависит от импорта сильнее, чем кажется

26 декабря 2022
"Белорусы и рынок"

Покупая белорусские товары, потребитель платит в основном за импорт, у отечественных производителей оседает лишь небольшой процент. Поэтому основной доход предприятиям приносит экспорт.

К такому выводу пришел Александр Готовский из Института экономики НАН в статье в журнале «Банкаўскі веснік», пишет Thinktanks.by.

Традиционная методика анализа структуры ВВП, которой до недавних пор пользовались белорусские экономисты, показывала, что основу для национальной экономики составляет внутренний рынок при незначительной роли внешнего рынка. А последний обычно якобы давал отрицательный вклад в ВВП.

Отсюда предполагается возможность стимулирования реального сектора экономики через рост расходов – звучат предложения по увеличению заработной платы, доходов, кредитования и т. д. для ускорения экономической динамики. Именно такая политика была реализована в 2008 г. – начале 2011 г., что привело к известным последствиям.

Александр Готовский предлагает проанализировать белорусскую экономику по современной методике через систему таблиц «Затраты-выпуск», которая откроет совсем иную картину.

Куда на самом деле идут расходы белорусов?

Расчеты по новым методикам показывают, что потребление как населением, так и предприятиями направлено в основном на импорт (готовый и включенный в затраты белорусских предприятий по цепочке создания стоимости).

«В итоге расходуемые населением на потребительские товары, организациями на инвестирование в оборудование средства напрямую или же косвенно идут преимущественно на оплату импорта и лишь в небольшом объеме возвращаются в оборот национальной экономики к белорусским агропромышленным и промышленным предприятиям в виде их добавленной стоимости», - отмечает автор.

Автор создал модель, в которой проанализировал, куда пойдет 1 рубль потребительских расходов. Если на продовольствие направляется 38,4 коп, то сколько из этой суммы в конце концов получат организации АПК в виде добавленной стоимости? Выяснилось, что после оплаты импортных готовых товаров, налогов на продукты, торговых и транспортных наценок, импортных топлива, сырья и материалов у отечественных о остается всего лишь 10,7 коп.

А теперь возьмем 1 рубль инвестиционных расходов. На оплату промышленных товаров (без учета пищевых продуктов) уходит 36,1 коп., на вложения в строительство - 49,7 коп. Итого у отечественных промпредприятий в распоряжении остается лишь 7,5 коп., у строительных организаций – 17,6 коп.

Получается, что политика, стимулирующая внутреннее потребление, будет приводить в первую очередь к росту импорта и лишь в незначительной степени – росту доходов предприятий.

Как формируются доходы Беларуси?

Старая методика показывала, что белорусский ВВП в основном формируется внутренним спросом, а вклад внешней торговли минимальный либо отрицательный. На основании этого делался ошибочны вывод о необходимости стимулирования внутреннего спроса.

Однако новый подход демонстрирует, что белорусский ВВП на 37,3% зарабатывается экспортом. Становится понятно, что в 2021 году из 2,3% прироста ВВП было заработано 3,6 п. п. на экспортном направлении, 1,4 п. п. – на потребительском сегменте внутреннего рынка и минус 0,8 п. п. – на остальных сегментах внутри страны.

Насколько критично отдельные отрасли национальной экономики зависимы от экспортного направления? Обрабатывающая промышленность зарабатывает 69,5% своей добавленной стоимости в рамках цепочек производства экспортных продуктов. Например, такой ее вид как производство химических веществ - 95,6%, а деревообработка – 91%.

Добывающая промышленность получает от экспорта 77,1% своей ВДС, транспорт – 71,7%, сектор компьютерного программирования и предоставления информационных услуг – 77,4%.

На внутренний рынок ориентированы строительство (92,5% добавленной стоимости), АПК (62,7%), торговля (60,7%), финансы, страхование, реклама, аренда, лизинг (58,7%), иные услуги (90,3%).

Таким образом, в Беларуси источники зарабатывания средств и их расходования сильно разнятся. Реальный сектор со своей номенклатурой производимой продукции в большей степени ориентирован на получение добавленной стоимости на экспортном направлении, тогда как внутренние потребности напрямую или же косвенно удовлетворяются за счет импорта.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!