Исследование, проведенное Международным союзом автомобильного транспорта (IRU), показало, что нехватка водителей коммерческого транспорта по всему миру растет с угрожающей скоростью.
По итогам опроса, в котором приняли участие более 1,5 тыс. операторов коммерческих перевозок автомобильным транспортом в 25 странах Азии, Европы и Америки, выяснилось, что в Европе в период с 2020 по 2021 год дефицит водителей вырос на 42%, а число вакансий достигло:
В Мексике нехватка водителей увеличилась на 30%, – до 54 тыс. работников. В КНР — на 140%, – до 1,8 млн водителей. Повышение заработной платы водителей, имевшее место в 2021 году, не привело к компенсации дефицита, особенно в Европе и США.
Генеральный секретарь IRU Умберто де Претто обеспокоен тем, что «хроническая нехватка водителей только усугубляется, миллионы вакансий не заполнены. Это подвергает экономику и общество, которые и без того находятся в очень сложном положении, более высоким рискам инфляции, ухудшению качества услуг общественного транспорта и дестабилизации цепочек поставок».
Говоря о перспективах текущего года, операторы большинства стран и регионов, исключая Аргентину и Китай, которые рассчитывают на некоторое улучшение ситуации, прогнозируют дальнейшее усугубление проблемы нехватки водителей. По расчетам IRU, нехватка водителей во всем мире в 2022 году может увеличиться на 40%.
В европейском секторе пассажирских перевозок в 2021 году оставались вакантными 7% рабочих мест для водителей автобуса. Операторы опрошенных стран предполагают, что в 2022 году этот показатель достигнет 8%.
Согласно исследованию, практически во всех регионах молодежь (в возрасте до 25 лет) была в меньшинстве среди водителей грузового транспорта. В то же время водителей в возрасте старше 55 лет было в 2–5 раз больше во всех регионах, исключая такие страны, как Китай и Мексика. В США и Европе водители старшего поколения составляют треть всей рабочей силы. В Европе самый высокий средний возраст водителя — 47 лет.
В 2021 году в Европе всего 3% водителей автобусов были младше 25 лет, что вдвое меньше, чем в целом по транспортному сектору. На водителей старше 55 лет при этом приходилось 32% всех работников, а средний возраст водителя автобуса составил 50 лет.
По мнению автомобильных перевозчиков, острая нехватка водителей обусловлена отсутствием квалифицированных кадров. Так считают транспортные операторы всех стран и регионов, исключая Китай и Турцию, в которых в качестве главных причин называют тяжелые условия труда и неблагоприятный имидж профессии.