Белорусским банкам не разрешают стать“экосистемами” и “маркетплейсами”

21 июня 2022
Анастасия Гурина, "Белорусы и рынок"

Банки, судя по всему, собирались предоставлять свои платформы продавцам товаров и услуг, а также продавать базу своих клиентов для рекламы. Нацбанк таким видом деятельности заниматься пока не позволяет.

Это следует из статьи, написанной представителями Национального банка в свежем номере журнала “Банковский вестник”.

В своей статье Нацбанк как бы отвечает на предложения банков, поступившие ранее – видимо, тема  работы в качестве “экосистем” и “маркетплейсов”уже обсуждалась.

Из текста можно судить, что банки хотели предоставлять свои ИТ-платформы третьим лицам, чтобы те продавали свои товары, работы и услуги. Также банки собирались «торговать» базой своих клиентов, предлагая продавцам товаров, работ и услуг обширные возможности по рекламе среди клиентской базы.

При этом банки представили центральному регулятору некоторые способы реализации своих планов. Однако Нацбанк пока не собирается разрешать банкам заниматься таким видом деятельности.

“На сегодняшний день отсутствуют правовые основания для деятельности банков в качестве экосистем или маркетплейсов», - заявлено в статье.

Белорусские банки ссылались на то, что они, работая как маркетплейсы и экосистемы, просто оказывают консультационные или информационные услуги, а это законом разрешено.

Однако данный аргумент Нацбанк посчитал несостоятельным. В Банковском кодексе действительно статья, разрешающая оказывать такого рода услуги. Но «под указанными информационными и консультационными услугами понимается предоставление информации или оказание клиентам консультаций относительно услуг, предоставляемых самими банками, а не продажа товаров, работ и услуг третьих лиц с использованием IT-платформ банка».

Регулятор проанализировал предлагаемые банками варианты реализации экосистем и маркетплейсов. И пришел к понимаю, что «они собираются «торговать» базой своих клиентов, предлагая продавцам товаров, работ и услуг обширные возможности по рекламе среди клиентской базы банка». При этом не создавая дополнительной ценности для конечного потребителя.

«Крупнейшие мировые экосистемы возникли на базе больших технологических компаний, обладающих значительными массивами данных и широкой клиентской базой. Основным фактором, который позволил указанным компаниям выиграть в конкурентной борьбе, явилось создание дополнительной ценности для конечного потребителя (в основном путем принятия на себя всех рисков, связанных с организацией взаимодействия с конечными продавцами товаров, работ, услуг). При этом финансовые организации, которые стали частью подобных экосистем, выполняют исключительно технические функции по организации расчетов или кредитованию покупки товаров, работ, услуг и не принимают на себя несвойственные финансовым организациям риски, присущие деятельности экосистем и маркетплейсов», - поясняет в своей статье Нацбанк.

Предлагаемая белорусскими банками схема вела бы разного рода рискам, связанным с выходом банков в новые для них нефинансовые отрасли: стратегический риск, риск вынужденной поддержки, риск информационной безопасности – перечисляют авторы статьи.

Для справки:

Крупнейший российский банк «Сбербанк» работает как экосистема, объединяющая различные сервисы электронной коммерции.

Так, «Сбермаркет» занимается доставкой товаров первой необходимости из магазинов, «Сбермегамаркет» – это универсальный маркетплейс, «Сберлогистика» предлагает услуги доставки посылок по стране корпоративным и частным клиентам, «Еаптека» – интернет-аптека. В «O2O холдинге» находятся сервис такси «Ситимобил», служба доставки из ресторанов, аптек и магазинов Delivery Club, сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат».

Всего экосистема «Сбера» насчитывает более 40 компаний и сервисов.

«Сбербанк» заявил, что всю свою электронную коммерцию выделит в единый холдинг.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!