Как санкции и потеря рынков сбыта влияют на экономику Беларуси?

30 июня 2022
Артём КИРЕЙШИН, "Белорусы и рынок"

Западные санкции и потеря рынков сбыта оказали серьезное влияние на белорусскую экономику, которая в новых условиях вынуждена все больше ориентироваться на Россию.

Изменения во внешнеэкономических отношениях в начале 2022 года стали для Беларуси крайне серьезным шоком. Экономические отношения с Западом резко ухудшились, важный для Беларуси украинский рынок потерян, а Россия, в свою очередь, не торопится вкладывать деньги в Беларусь, чтобы компенсировать санкционный удар, и сама готовится к спаду.

В результате Беларусь теряет часть своих основных экспортных рынков: рынок Евросоюза — из-за санкций, рынок Украины — из-за продолжающихся военных действий.

Евросоюз

В исследовании «Белорусский трекер перемен», которое было опубликовано центром BEROC (Киев), отмечается, что санкции Евросоюза, введенные сразу после начала событий в Украине (март 2022 года), в первую очередь ударили по экспорту. Они усилили уже введенные ограничения на нефтепродукты, расширив подсанкционный список товарных кодов. Кроме того, санкции охватили все основные позиции экспорта из Беларуси в ЕС: деревообработку, металлы, цемент, резину.

В целом санкции затрагивают около 70% белорусского экспорта в ЕС, или почти 17% всего товарного экспорта Республики Беларусь. Запрет транзита калия через Литву де-факто блокирует еще 5% экспорта. Косвенно влияют на экспорт и финансовые санкции Евросоюза в отношении белорусский банков. Три банка были отключены от международной системы SWIFT, что де-факто отрезает их от обслуживания внешнеэкономической деятельности.

В апреле Европейский союз ввел новый пакет санкций, включающий запрет на работу с автотранспортными компаниями из Беларуси. В ответ Беларусь ввела контрмеры, которые запрещают европейским транспортникам проезжать через страну, но при этом разрешают въехать и передать груз белорусским перевозчикам на логистических станциях недалеко от границы.

По мнению экспертов, влияние санкций начало ощущаться уже в марте-апреле текущего года. Так, экспорт в ЕС в марте (когда санкции еще не функционировали в полном объеме) упал на 13% по отношению к январю-февралю, которые традиционно не являются успешными месяцами для торговли. Самые явные проблемы начались в деревообработке и нефтепереработке, которые практически полностью ориентировались на рынки Евросоюза и Украины.

Украина

В 2021 году на украинский рынок пришлось 14% товарного экспорта Беларуси, и теперь этот рынок потерян. В то же время Украина не принимала решений о торговом эмбарго для Беларуси в отличие от России. Отсутствие эмбарго оставляет возможности для восстановления торговли в будущем.

Для Беларуси украинский рынок — третий по размерам экспорта, и он был критически важным для белорусских нефтепродуктов, особенно в свете санкций ЕС. Теперь Украина работает над альтернативными поставками, и если они будут хорошо отлажены, перспективы восстановления торговых отношений с Беларусью остаются весьма туманными, отмечают эксперты.

Военные действия также перекрыли возможности транзита белорусских товаров через украинские порты. Беларусь частично осуществляла перевалку калия через Украину. Кроме того, часть продовольственного экспорта в страны Азии тоже шла через Украину. Эти торговые пути на данный момент перекрыты, и в условиях санкций для Республики Беларусь альтернативой остается только российский транзит.

Россия

В исследовании отмечается, что потеря рынков стран ЕС и Украины усиливает зависимость экономики Беларуси от России. При этом Беларусь рассчитывает на серьезную экономическую поддержку, которую Российская Федерация пока предоставить, похоже, не готова.

Однако в каких-то аспектах Беларуси все же удалось добиться поддержки. Так, было пересмотрено ценообразование на нефть и газ, хотя деталей почти нет. По нефти цена теперь складывается не по формуле, что, скорее всего, означает отвязку от рыночных цен. Эксперты предполагают, что Беларусь могла добиться дисконта, подобного тому, который получают Индия и Китай. Такой дисконт мог бы обеспечить неубыточность отрасли нефтепереработки на внутреннем рынке.

По газу известно лишь то, что цена теперь выражена в российских рублях. Не факт, что это преимущество для Беларуси: с Россией страна имеет отрицательный торговый баланс, то есть рублей может не хватать. Кроме того, текущее укрепление российского рубля тоже не на руку Беларуси.

По мнению авторов исследования, Беларусь возлагает большие надежды на участие в программах импортозамещения в России. В частности, белорусская промышленность могла бы заменить поставки от некоторых международных компаний. Пока, впрочем, по этим планам тоже нет никакой конкретики, но есть потенциальные препятствия.

Во-первых, импортозамещение будет требовать инвестиций, то есть денег и времени, которых сейчас нет ни у Беларуси, ни у России. Во-вторых, импортозамещение никак не решит проблем отраслей, потерявших рынки. России не нужны белорусские нефтепродукты, дерево или металлы. Поэтому на сегодняшний день тесная экономическая связь с Россией не приносит Беларуси дивидендов, зато несет риски, поскольку российский рынок стремительно сжимается.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!