Крадущийся тигр. Китай забрал еще один крупный рынок в Союзном государстве

02 февраля 2024
Алексей СТЕФАНОВИЧ, "Белорусы и рынок"

Китайские производители, заменяющие на российском и белорусском рынках западные бренды, зачастую оказываются более серьезными конкурентами, чем предшественники. Так, впервые по итогам прошлого года китайские производители грузовиков обогнали «союзные» КамАЗ, ГАЗ, МАЗ и «Урал» по объемам продаж новых гражданских авто на российском рынке.

Доля «китайцев» на нем также впервые в истории превысила 50%.

Согласно данным исследовательского ресурса Autostat.ru, в 2023 году совокупная доля КамАЗ, ГАЗ и МАЗ («Урал» вообще не вошел в первую десятку) в продажах в России составила 30,8%. При этом доля шести крупнейших китайских производителей выросла за год до 56,86%. И китайцы впервые опередили по ней союзный автопром.

А еще пару лет назад российско-белорусская авточетверка была намного впереди не только китайцев, но и западных автопроизводителей. По итогам 2021 года на технику КамАЗ, ГАЗ, МАЗ и «Урал» приходилось 56% всех продаж новых грузовых автомобилей в России. Доля четырех крупнейших западных и одной японской компании (Scania, Volvo, Mercedes-Benz, MAN и Isuzu) составляла 25,2%. В первую десятку по продажам входил только один китайских автоконцерн Shacman с рыночной долей 2,8%.

В 2022 году западные и японские производители покинули российский рынок. Из них в топ-10 дольше всех задержалась шведская Volvo с долей 2,15%. Китайцы рванули заполнять опустевшую нишу, не оставив шансов союзным производителям вклиниться в нее. Доля КамАЗ, ГАЗ, МАЗ и «Урал» осталась практически на прежнем уровне — 55,16%. А вот пять крупнейших китайских автоконцернов захватили за этот период 28, 51% российского рынка. И в 2023 году принялись за ту часть рынка, которую ранее контролировали собственно отечественные производители.

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Конечно, можно сделать скидку на то, что китайцы прирастают в доле в первую очередь за счет увеличения рынка — за 2023-й он вырос на 70,8%. И что практически все мощности «Урала», значительная часть конвейеров КамАЗ и не малая часть МАЗ работают по заказам Минобороны России, объемы которых не учитываются в статистике того же Autostat.ru. Но это не отменяет тот факт, что борьбу за еще один крупный потребительский рынок Союзного государства отечественные производители проигрывают. И проигрывают очень быстро.

О том, что нарастает конкуренция с китайскими и производителями из других «дружественных стран», и что она еще более ожесточенная, чем была раньше с западными компаниями, недавно отмечал министр экономики Беларуси Юрий Чеботарь.

«На первых этапах могло сложиться впечатление, что на российском рынке открываются супербольшие возможности, и они действительно открылись, — отметил Юрий Чеботарь. — Но они открылись для всех дружественных России стран, и поэтому мы оказались даже, может, еще в большей конкуренции, чем раньше. Поэтому сегодня наши основные конкуренты на российском рынке — турецкие и китайские производители».

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!