Как Беларусь перестраивает логистику

15 мая 2023
«Белорусы и рынок»

Всемирный банк опубликовал обновленный Индекс эффективности логистики (LPI, Logistics Performance Index). Беларусь по сравнению с допандемийным уровнем заметно улучшила позиции. Эксперты называют такой результат авансом на будущее. Многое будет зависеть от того, как долго продлятся санкции в отношении Беларуси и насколько успешной окажется трансформация логистических путей и цепочек поставок товаров.

Чем отличилась Беларусь?

Индекс эффективности логистики был разработан Всемирным банком, чтобы помочь 160 странам определить проблемы и возможности в сфере торговой логистики. LPI составляется на основе опроса участников логистического рынка стран — торговых партнеров и базируется на шести критериях.

Данный индекс не публиковался с 2018 года из-за пандемии. В первую дюжину в LPI в 2023 году вошли Сингапур, Финляндия, Дания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Австрия, Бельгия, Канада, Гонконг, Швеция и ОАЭ. Беларусь заняла 79 место.  По сравнению с 2018 годом страна улучшила положение на 24 позиции. Наиболее высокие места у Беларуси в части качества инфраструктуры, связанной с логистикой и транспортом (68 место), эффективности процедур пересечения таможенных границ (74) и соблюдении сроков доставки (76). Хуже показатели в организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам (91), качестве и компетентности логистических услуг (92) и возможности отслеживания товара на протяжении всей цепочки поставок (94), пишет ilex.by.

Стоит сказать, что Беларусь разделила 79 место с Багамскими островами, Джибути, Сальвадором, Грузией, Казахстаном, Папуа-Новой Гвинеей, Парагваем и Украиной. За 5 лет Казахстан опустился на 8 мест, Украина — на 13, а Грузия наоборот поднялась на 40 позиций.

Что касается других соседей Беларуси, то Польша располагается на 26 месте, Латвия – на 34, Литва – на 38, Россия – на 88.

В отчете Всемирного банка говорится, что ставки фрахта вернулись к допандемийному уровню. Основные задержки в международной логистике связаны с «узкими» местами в инфраструктуре портов, аэропортов и других логистических узлов, а не с процессами перевозки, отметили в ВБ. В тоже время санкции сказались на росте задержек в североевропейских портах (из-за ограничений на деятельность российских судовладельцев). В свою очередь, уход с российского рынка крупных западных логистических компаний вкупе с санкциями в отношении Российских железных дорог (РЖД) привели к переориентации транзитных железнодорожных перевозок грузов из Китая в Европу на морские поставки, пишет «Коммерсантъ».

Аналитики Евразийского банка развития отмечают, что по сравнению с предыдущим выпуском улучшились рейтинги стран Евразии по качеству транспортной инфраструктуры. «Несмотря на это, транспортно-логистическая инфраструктура в регионе требует дальнейшего развития. Большие расстояния, отсутствие доступа к морю, удаленность и изоляция от мировых рынков, высокие транспортные издержки создают серьезные препятствия для социально-экономического развития. Континентальность снижает темпы роста на 1,5 процентных пункта и ограничивает внешнюю торговлю», пишут аналитики банка.

Участники рынка считают, что 79 место Беларуси следует рассматривать в большей степени как аванс. Действительно, выросли инвестиции в логистическую инфраструктуру, сократилось время пересечения границ и количество документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Но в новой геополитической реальности положение Беларуси как транзитной страны ухудшилось. Эксперты полагают, что в будущем многое будет зависеть от действия санкционного режима в отношении Беларуси и перестройки цепочек поставок товаров. При этом надо учитывать, что на место в индексе влияют не только действия одной страны, но и подвижки других участников.

Как Беларусь перестраивает логистику?

Для экспорта своей продукции на внешние рынки Беларусь много лет использовала порты Литвы, Латвии и Украины. Через них же в страну попадала значительная часть импорта. Сейчас такая возможность сведена к минимуму из-за санкций и военного конфликта.

В прошлом году Белорусская железная дорога (БелЖД) перестала обслуживать почти треть своих транзитных грузов ввиду европейских ограничений, а это один из основных источников дохода предприятия.

С 16 апреля 2022 года Беларусь ввела запрет на въезд зарегистрированных в ЕС транспортных средств. Это стало ответным шагом на аналогичные санкции для белорусских и российских перевозчиков. Беларусь при этом разрешила операции перецепки/перевалки груза на другое транспортное средство на своей приграничной территории.

Вместе с тем сократилось количество работающих автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска на границах Польши и стран Балтии с Беларусью.

Теперь фокус Беларуси сместился на восточное направление. Все больше грузов идет в/через Россию и в Китай. Стали популярными маршруты из Беларуси в Турцию, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Армению. Скачок спроса на перевозки отмечен и в обратном направлении.

В 2022 году через российские порты отгружено 3,5 млн тонн белорусских нефтепродуктов. Также перевезено почти 3 млн тонн калийных удобрений – по железной дороге в Китай и через российские порты. Однако это лишь меньшая половина того, что Беларусь ранее экспортировала.

Впрочем, ситуация постепенно улучшается. Канадская химическая компания Nutrien даже пересмотрела прогноз по сокращению поставок белорусских удобрений на экспорт. Ранее предсказывали падение поставок на 40–60% по сравнению с уровнем 2021 года, сейчас – на 25–40%.

В настоящее время многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка», входящий в «Большой порт Санкт-Петербург», является базовым для перевалки грузов из Беларуси в России. Прорабатывается вопрос о передаче данного терминала в собственность Беларуси.

Беларусь не прочь построить в России свой порт. Но в Минтрансе понимают, что это «достаточно дорогостоящая тематика», поэтому требуется более детальное изучение вопроса, чтобы по итогу оценить эффективность реализации проекта. Дело в том, что увеличивающееся как минимум в 1,5–2 раза транспортное плечо «съедает» часть дохода, которым можно пожертвовать только в сезон «высоких цен» на продукцию и при наличии скидки на тарифы РЖД.

В течение 2022 года БелЖД обеспечила отправку на экспорт из Беларуси в Китай 988 контейнерных поездов с белорусскими удобрениями, деревообрабатывающей и молочной продукцией. Объем экспортных перевозок грузов в составе контейнерных поездов составил около 120 тыс. груженых контейнеров в ДФЭ (двадцатифутовом эквиваленте), что в 6,5 раза больше, чем в 2021 году.

БелЖД также ориентируется на сохранение того транзита, который сегодня есть, и планирует нарастить транзит для грузов из государств Центральной Азии и других стран, которые могут беспрепятственно въезжать на территорию ЕС, заявил глава Минтранса Беларуси Алексей Авраменко.

Правительство Беларуси ведет переговоры с Россией об участии белорусских субъектов хозяйствования в каботажных автоперевозках. Принципиальные договоренности достигнуты, сейчас стороны обсуждают сроки вступления решения в силу.

Пока же трансформация торговли и логистики не привела к восстановлению грузооборота Беларуси, который в I квартале 2023 года снизился на 32% до 17,1 млрд тонно-километров.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!