В Минске обсудили проблемы белорусской промышленности в России

09 апреля 2024
"Белорусы и рынок"

9 апреля у Александра Лукашенко прошло расширенное совещание, на котором обсудили начинающиеся проблемы с экспортом белорусской продукции в Россию. Как было отмечено, за последние три года прирост по Минпрому составил 40%, в прошлом году – 13%.

Наблюдается значительное увеличение выпуска электроники, легковых и грузовых автомобилей, комбайнов. Предприятия "Планар", "Интеграл" и "БелОМО" полностью сформировали портфель экспортных заказов на текущий год и частично на 2025-й.

"Но что с другими промышленными гигантами? Почему сократились объемы выпуска холодильников, тракторов, погрузчиков, двигателей? Более чем на четверть просел "Бобруйскагромаш". Только на 12% в 2023 году был загружен Минский подшипниковый завод, - заметил Александр Лукашенко. - Мы имеем многолетний опыт работы в станкостроении - важнейшей отрасли в любой индустриальной экономике. А сегодня какая ситуация здесь? Где использование современных технологий, таких как искусственный интеллект, роботизация? А ведь именно они обеспечивают высокую точность и производительность в обработке материалов, экономию ресурсов, снижение затрат и качество продукции".

"Всего этого нет. Но что самое печальное, нет видения перспективы. Поэтому я жду от вас конкретных предложений, как будем исправлять ситуацию", - обозначил одну из задач он.

Лукашенко подчеркнул, что белорусской промышленности необходимо занимать свои ниши в Африке, Латинской Америке и Азии.

"Произвести хорошо. Это мы умеем кое-как. Качественно, некачественно, дорого, дешево - произвели. Но главный вопрос - реализовать продукцию и получить деньги", - обратил внимание Александр Лукашенко.

В последние годы внешняя торговля организаций Минпрома характеризовалась, с одной стороны, ростом экспортных поставок, с другой - вынужденным уходом с западных рынков. В 2023 году отрасль выдала рекордный за последнее десятилетие экспорт - 6,5 млрд долларов. Прирост к уровню 2022 года - почти полмиллиарда, или около 8%.

Причем экспорт стабильно увеличивается три года подряд. Значит, промышленность смогла нивелировать негативные тенденции 2019-2020 годов, отметил Александр Лукашенко. "Кстати, надо нам рассмотреть структуру этого так называемого экспорта", - добавил он.

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале



Поставки переориентированы на рынки дружественных стран. В первую очередь на традиционный рынок братской России и других государств СНГ.

"Однако по дальнему зарубежью ситуация намного хуже. Объем продаж составил менее 20% по отношению к досанкционному 2021 году. Не выполнены планы по экспорту в дружественные страны дальней дуги. В Африке, Латинской Америке, Азии сегодня огромный спрос на промышленную продукцию. Здесь надо плотно работать и занимать свои ниши. И прежде всего на Африканском континенте", - подчеркнул Лукашенко.

Лукашенко напомнил, что продовольственная безопасность - один из самых жизненно важных для Африки вопросов. Поэтому там особо востребованы сельскохозяйственная техника и оборудование.

"Я знаю эти сложности, трудности. При всех сложностях, трудностях там надо работать. И тот, кто хочет работать, тот там работает", - заявил Александр Лукашенко.

Так, сегодня есть договоренности о поставках свыше 3 тыс. тракторов, 80 комбайнов и 30 самосвалов в Зимбабве. Более 150 тракторов - в Тоголезскую Республику. В 2024 году планируются поставки техники в Никарагуа, Вьетнам, Иран и Пакистан.

"Почему после всех проведенных переговоров на высшем уровне мы не работаем с Экваториальной Гвинеей? Очевидно же, нужно идти дальше, расширять сотрудничество. И понимать, что наша стратегическая задача - создание совместных сборочных производств белорусской техники в опорных странах. Ключевая цель сегодня - диверсификация экспорта. Все, что требуется от меня для этого, принимается незамедлительно. Созданы необходимые условия, и вам нужно как можно активнее использовать меры финансовой поддержки белорусского экспорта", - потребовал Лукашенко.

Несмотря на то, что более 90% продукции идет на рынок России, белорусские производители теряют там позиции по традиционным товарам, которые всегда пользовались спросом за свои качество и надежность.

"Мне докладывают, что сегодня отечественная продукция уступает аналогам как по цене, так и по качеству. По цене еще объяснимо. Но почему по качеству? Экспорт белорусских тракторов в 2023 году сократился на 18%. Доля наших тракторов в российском импорте снизилась до минимальных за последнее десятилетие 10,5%, грузовых автомобилей - до 6%", - привел данные статистики Александр Лукашенко.

Те же угрожающие тенденции, по его словам, складываются и на "Атланте". Объемы экспорта холодильников и морозильников, еще вчера востребованных, сократились почти в два раза. "Что мешает продавать продукцию? Китай, Индия и прочее - так вы привыкайте к конкуренции. Конкуренция будет только усиливаться. Дошли до того, что систематически возникают простои, а людей отправляют в вынужденные отпуска. Мы теряем рынок. Почему?" – спросил он.

Лукашенко напомнил, что в своем ежегодном послании президент России Владимир Путин анонсировал, что до 2030 года субъекты федерации должны получить около 40 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. Деньги на это предусмотрены. "Задача белорусской промышленности - подключиться и обеспечить не менее 30% требуемых объемов. Это наша ниша. Нужно только засучить рукава и работать, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Те времена, когда за забор выбросил трактор и автомобиль и тут пришли люди, стоящие в очереди, и забрали их или купили ваш трактор, давным-давно закончились".

И Министерство иностранных дел должно быть в первых рядах, когда речь идет об экспорте. Здесь его роль во многом определяющая, напомнил Лукашенко.

"Крайне негативная тенденция - внутренний рынок отдаем конкурентам. За это правительство ответит головой. Несмотря на наличие широкой линейки отечественной техники, до сих пор закупаем импортные аналоги. И это не единичные случаи", - обратил внимание Александр Лукашенко.

В прошлом году только тракторов приобрели более тысячи единиц. На это было затрачено почти 40 млн долларов.

"Проводим модернизацию подшипникового завода. Качество продукции сегодня сопоставимо с продукцией мировых лидеров. Однако высокие затраты на производство не позволяют конкурировать по цене в тендерных закупках даже на конвейеры белорусских машиностроительных предприятий. Только ли дело в тендере? Забываем простую истину: скупой платит дважды. Можно сэкономить копейки на стоимости подшипника и потерять тысячи от простоя техники из-за его замены", - заметил Лукашенко.

Лукашенко спросил, какие меры принимаются по защите внутреннего рынка, что конкретно сделано и делается.

"Пока как следствие всех обозначенных негативных тенденций - проблемы с реализацией. Склады трещат от готовой продукции. Складские запасы за 2023 год выросли почти на четверть (на 350 млн рублей, или 23%). Профильный вице-премьер меня "убаюкивает": это нормально, всегда так было - и вчера, и позавчера, мы тут сейчас все это продадим. Но мы же период к периоду оцениваем эти запасы. А сколько техники находится на площадках у дилеров, которые для многих стали дополнительным складом за рубежом? За эту ширму в очередной раз никому спрятаться не получится", - предупредил Александр Лукашенко.

Лукашенко привел в пример МТЗ: на складах его торговых домов - почти 6,5 тыс. единиц техники, а это более чем двухмесячный объем производства. "Вот и "объемы" производства, и ваш "экспорт", - отметил он.

При этом, по информации Комитета государственного контроля, значительное число субъектов товаропроводящих сетей вообще не принимают участия в реализации продукции, а ее стоимость при продажах через них значительно возрастает. "Зачем вы их тогда создавали? Кого кормим там?" – спросил Лукашенко.

Так, при реализации в Россию по схеме "производитель - генеральный импортер - дистрибьютор - дилер - конечный потребитель" стоимость фронтальных погрузчиков «Амкодор" увеличивается в цене более чем на 50%, грузовой и пассажирской техники МАЗ - на 20%.

"Ну и как тут конкурировать?" - отметил Александр Лукашенко.

Также не выполнены требования по сокращению внешней просроченной дебиторской задолженности. За 2023 год она выросла более чем на 10%, а ведь это могли быть оборотные средства и инвестиции.

"Возникает простой вопрос: зачем мы кого-то кредитуем? В данном случае того покупателя. Появление задолженности часто является следствием бездумной гонки за выполнением показателей по разгрузке складов и экспорту", - констатировал Лукашенко.

"Каков общий итог? Прежде всего падение качественных показателей развития предприятий. Рентабельность недотягивает до уровня 2022 года. Растут количество убыточных организаций и суммы убытков. Мы имеем сложную логистику и рост стоимости импортного сырья. Разрушение кооперационных связей с западными поставщиками привело к необходимости поиска альтернативных партнеров либо налаживания собственного производства комплектующих, в том числе ускоренной разработки и внедрения новых технических решений. Что делать, в общем понятно. Почему тормозим? Почему не делаем?" - спросил Лукашенко.
 

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!