Все, что нажито непосильным трудом

29 марта 2024
Алексей МАЗАРТОВ, «Белорусы и рынок»

Беларусь в марте увеличила поставки бензина в Россию, чтобы компенсировать дефицит топлива после атак украинских дронов. Но 3 тыс. тонн, которые поставили белорусские НПЗ, российский рынок даже не заметит.

Об этом, а также о том, почему запрет западными соседями на ввоз в Беларусь дорогих машин грозит белорусскому процветанию, а местами — и макроэкономической стабильности — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютуб-канале «Белорусы и рынок».

Очередные осложнения наметились на наших западных границах. Новым министром обороны Литвы стал Лауринас Кащюнас, известный как сторонник максимально жесткой линии в отношении Беларуси. И почти одновременно появилась информация о том, что Литва готовится закрыть еще один переход на белорусской границе.

Но закрытие очередного погранперехода Литвой — вопрос все-таки пока нерешенный. А вот новые проблемы на польской границе — реальность уже сегодняшнего дня. Запрет на ввоз на территорию Беларуси дорогих машин, который ввела сначала Польша, а потом Латвия и Литва, может стать проблемой государственных масштабов.

Напомним, 23 марта поляки перестали пропускать в Беларусь европейские машины с объемом двигателя больше 1.9 литра или те, которые стоят больше 50.000 евро. С 27 марта к этому решению присоединилась Латвия, а затем и Литва. Водителю, чтобы проехать таможню, нужно предъявить справку от производителя о том, что машина следует транзитом через территорию Беларуси и России.

О причинах, по которым эти страны ввели данный запрет, догадаться на самом деле, конечно, не трудно.

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

С европейским импортом в Беларусь последнее время происходят загадочные метаморфозы. Через несколько месяцев после того, как ЕС ввел запрет на продажу России машин премиум-класса, белорусы начали вдруг покупать какое-то фантастическое количество машин в Европе. Импорт легковых автомобилей из ЕС вырос в четыре раза.

За прошлый год он составил больше 2 млрд долларов. Только за девять месяцев прошлого года из Польши, Литвы и Германии в Беларусь ввезли почти 60 тыс. машин.

Но не машинами едиными. Оборудования, станков, комплектующих, которые запрещено продавать в Россию, Беларусь тоже вдруг начала покупать гораздо больше, чем покупала раньше. Отдельная статья импорта из ЕС – ядерные котлы. Беларусь, конечно, великая ядерная держава, но зачем нам столько котлов?

В общем, за прошлый год импорт из ЕС вырос почти на 40%. За девять месяцев он составил 5,85 млрд евро, против 4,2 млрд в 2022 году. То есть, по какой-то необъяснимой, удивительной причине он рос при всех европейских санкциях и всех белорусских программах импортозамещения.

Но у этой загадки есть, конечно, простая разгадка.

По невероятному стечению случайных обстоятельств, одновременно с европейским импортом в Беларусь начал расти белорусский экспорт в Россию. За прошлый год он вырос на 9,1% и составил рекордные 25 млрд долларов.

Наши чиновники объясняли все это заслугами отечественного импортозамещения. Но у европейских чиновников, видимо, возникли некоторые сомнения. Подозрения, что это совпадение было не вполне случайным. Что для выросшего в четыре раза импорта легковых авто Беларусь не является конечным пунктом назначения. Что белорусские власти в нарушение санкций ЕС реэкспортируют запрещенные европейские товары в Россию.

И речь, конечно, идет не только о машинах. Вопросы есть по многим позициям белорусского импорта. Экспортно-импортные схемы, которые белорусские власти создавали два года, оказались под угрозой. А вместе с ними под угрозой оказалось экономическое процветание и местами даже макроэкономическая стабильность.

Из-за одного только запрета на ввоз машин белорусский экспорт, а правильнее сказать — реэкспорт, может потерять до 2 млрд долларов. А если отнять от прошлогоднего экспорта в Россию 2 млрд долларов, то от рекордного роста этого экспорта мало что останется.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!