Лузгина: Чрезмерная мягкая экономическая политика может вести к перегреву и дисбалансам в экономике

01 марта 2024
Феликс МИРСКИЙ, "Белорусы и рынок"

В прошлом году белорусскому правительству удалось выполнить планы по экономическому росту. В этом году власти также надеются на хороший рост. И есть шансы на то, чтобы выполнить заявленные планы. Но цена может оказаться слишком высокой.

По мнению эксперта исследовательского центра BEROC Анастасии Лузгиной, обеспечение экономического роста несовместимо с финансовой стабильностью.

Обеспечив выполнение и некоторое перевыполнение планов, белорусские власти с начала этого года, кажется, слегка расслабились. Экономика, которую перестали подстегивать искусственным стимулированием роста, вздохнула с облегчением. И тоже слегка расслабилась.

За январь темп роста ВВП замедлился до 2,8%, по сравнению с почти 4% по итогам прошлого года. Косвенно подтверждая тезис, который высказывали многие экономисты, что с осени экономика работала на пределе своих возможностей.

«В прошлом году был достигнут рост 3,9% ВВП. Но этот рост был возможен потому, что в позапрошлом году было падение 4,7%. Мы даже не компенсировали это падение», — сказала Лузгина.

Однако долго белорусские власти расслабляться на собираются. Или, по крайней мере, делают вид, что не собираются надолго расслабляться. Задача на этот год — рост экономики в 3,8%.

И поскольку никаких сияющих перспектив для белорусского экспорта на горизонте не просматривается, добиться выполнения этих планов можно только одним способом: еще больше накачав экономику дешевыми деньгами. Но в этом случае под угрозой уже оказываются планы по удержанию инфляции не больше 6%.

«Это достичь невозможно без активного стимулирования. Белорусская экономика и так работает на пределе своих возможностей. А если это стимулирование будет, то оно не будет приводить к росту. Оно будет приводить к ускорению инфляции», — сказала Анастасия Лузгина.

«Если мы хотим удержать инфляцию, то надо смириться с тем, что рост в таких параметрах невозможен, — добавила она. — Эти задачи противоречат друг другу».

По ее мнению, именно политика белорусских властей может нести главные угрозы и для стабильности курса белорусской валюты, и для стабильности белорусского финансового рынка.

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Базовым сценарием для белорусского рубля на этот год является плавное снижение курса. Но в условиях высокой нестабильности вероятность базового сценария для рубля является еще более низкой, чем вероятность базового сценария в целом для экономики. Потому что курс белорусского рубля зависит еще и от состояния российской валюты. На Россию приходится 65% белорусского экспорта, а на российский рубль — больше половины от объема торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже.

«Белорусский рубль зависим от тех колебаний, которые происходят с российским рублем, — отметила Лузгина. — Это последствия усиления ориентации белорусской экономики на российскую. Это не очень хороший тренд и даже белорусские власти это понимают».

То есть, стабильность белорусского рубля зависит от состояния не самой надежной валюты с неопределенным будущим. В ближайшее время, с учетом скорых президентских выборов, российские власти стабильность российского рубля, конечно, обеспечат.

«Но колебания российской валюты в будущем будут зависеть от ряда факторов, таких как: сохранят ли российские власти валютные ограничения, какими будут цены на энергоресурсы, как повлияет новый пакет санкций на возможности рассчетов», - сказала Лузгина

«Дополнительные пакеты санкций не добавляют здоровья российской экономике».

А любая нестабильность валюты союзника грозит белорусскому рублю крупными неприятностями. У нашей валюты уже давно нет никакого другого выбора, кроме как следовать курсом российского рубля.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!