Ни технологий, ни денег

16 февраля 2024
Алексей МАЗАРТОВ, «Белорусы и рынок»

Во время визита в Узбекистан Александр Лукашенко посетил местный технопарк и посмотрел там на современные технологии. Потому что, в отличие от Узбекистана, в Беларуси современных технологий становится все меньше.

Зато белорусские власти могут гордиться тем, что сохранили передовые технологии времен СССР. У Узбекистана передовых советских технологий не было. Теперь эта страна стала убежищем для современных высокотехнологичных компаний, которые уходят из России и Беларуси. Созданный в 2019 году IT-Парк Узбекистана уже обогнал белорусский ПВТ по количеству резидентов, а его экспорт за прошлый год вырос в два раза.

Об этом, а также о том, как белорусские власти хотят поучаствовать в освоении денег на российскую программу освоения северного морского пути — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютуб-канале «Белорусы и рынок».

«Мы рассматриваем возможность участия в строительстве атомного флота, который будет обеспечивать соответствующую навигацию в сложных погодных условия… когда мы будем иметь свой флот, будем иметь свои суда, мы не будем зависеть ни от западной инфраструктуры, ни от инфраструктуры недружественных стран», — сказал посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.

На самом деле готовность наших властей поучаствовать в любых российских проектах объясняется просто: очень нужны деньги. Беларусь уже пыталась за российский счет построить сначала вторую атомную станцию, а потом железную дорогу до Санкт-Петербурга.

Однако российские власти не проявили энтузиазма. Пришлось умерить аппетиты и вместо новой железной дороги согласиться на ремонт нескольких переездов.

Есть еще программы российского авиастроения. Но к большому авиастроению белорусских специалистов не подпускают, а на малой авиации освоить большие деньги не получится.

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

А вот на судостроении можно освоить очень приличные деньги. Потому что в планах российских властей построить десять новых атомных ледоколов за 543 млрд российских рублей. Построить и реконструировать 14 портов за 237 млрд рублей. Еще почти 200 млрд – потратить на строительство и ремонт грузовых судов. Общая стоимость российской программы по освоению северного морского пути – 1,8 трлн рублей.

И это при том, что на все импортозамещающие белорусские проекты Россия выделила нашим властям всего 100 млрд российских рублей. А тут собираются освоить триллионы и безо всякого белорусского участия. Любому, я считаю, было бы обидно.

Нельзя сказать, что российские власти держат союзника в черном теле. Наоборот. Беларусь получает газ по цене, которая в разы ниже, чем цена газа в Европе. Белорусские заводы имеют равный с российскими компаниями доступ к российским программам государственных закупок. В конце концов, российские железные дороги дали белорусским экспортерам, которые возят товары до портов Санкт-Петербурга, сорокапроцентную скидку.

Но нужно больше. Потому что белорусская экономика прочно сидит на игле дотаций, субсидий и дешевых кредитов. И как любому наркоману ей нужно постоянно увеличивать дозу. А иначе начнется ломка. И первые признаки этой ломки появились уже в конце прошлого года. А дальше, если не найти способа увеличить дозу, будет только хуже.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!