Тревожный звонок. Почему МАЗ теряет долю на российском рынке

14 января 2024
Феликс МИРСКИЙ, «Белорусы и рынок»

В прошлом году МАЗ увеличил продажи грузовиков на российском рынке. Вместе с тем их доля на том же российском рынке сократилась. Это и отражает новый тренд: под давлением конкурентов Беларусь постепенно теряет позиции на главном для себя рынке.

По данным Автостат, МАЗ в прошлом году продал в России 6,3 тыс. грузовиков. Почти на 44% больше, чем годом ранее. Статистика выглядит вполне симпатично. Но только если не вдаваться в детали. А дьявол, как всегда, кроется именно в деталях.

Дело в том, что, несмотря на впечатляющие проценты роста, продажи белорусских грузовиков в России росли гораздо медленнее, чем рос рынок. Потому что всего за прошлый год в России было продано 143,7 тыс. новых грузовиков. И это на 70% больше, чем годом ранее. И на фоне этих 70% сорокапроцентный рост продаж МАЗов уже не выглядит таким солидным.

Соответственно, доля грузовиков МАЗ на российском рынке в прошлом году снизилась до 4,4% с 5,2%. Белорусские грузовики в России теснят конкуренты. Второе место на российском рынке после КАМАЗ, занял китайский Sitrac, который увеличил продажи своих грузовиков в 6,4 раза. На третьем месте тоже китайская компания SHACMAN с ростом продаж больше чем в два раза.

А китайский Foton увеличил продажи своих машин вообще в 43 раза. Если в 2022 году эта компания продала в России только 145 машин, то в 2023 году она почти догнала МАЗ, продав 6,27 тыс. автомобилей. На фоне китайских успехов белорусский рост уже совсем не впечатляет.

«В спину дышат наши конкуренты. Все, что мы производим в Беларуси, производится в десятках, десятках стран мира», — констатировал неделю назад Александр Лукашенко.

Но потеря доли на рынке — это еще не беда. В конце концов, грузовиков-то все равно продали больше. Казалось бы, можно радоваться. Но не очень получается. Другие детали мешают.

Дело в том, что продажи белорусских грузовиков на российском рынке задорно росли в первой половине года. Пока конкуренты еще не успели опомниться. А вот чем ближе к концу года, тем меньше у МАЗа получилось продать в России своих машин.

При росте продаж за год больше чем на 40% в декабре продажи грузовиков МАЗ в России сократились на 5,5%. Если в декабре 2022 года МАЗ продал 566 своих грузовиков, то в декабре 2023 уже только 535. При том, что рынок продажи грузовиков в России продолжал расти. И за декабрь прошлого года он вырос почти на 20%. На 70% нарастил свои продажи Sitrac, на 10% — SHACMAN, и почти в восемь раз — китайский Foton.

И еще одна маленькая, но от этого не менее важная деталь, заключается в причинах, по которым рынок российских грузовиков показал такой бурный рост. Очевидно, это произошло из-за военных действий в Украине. Потому что для войны нужны не только танки и самолеты. Нужны еще грузовики, чтобы перевозить военные грузы.

Соответственно, большая часть прироста пришлась, вероятно, на государственный оборонный заказ. Сферу, в которой белорусские власти всегда себя чувствовали, как рыба в воде. То есть, китайцы теснят белорусских производителей даже там, где политические соображения, личные связи и умение договориться всегда превалировали над рыночными соображениями.

А тут еще и военные действия в Йемене, из-за которых стоимость перевозок в Красном море уже выросла в разы. И если война в Красном море затянется, а никаких признаков ее скорого прекращения не видно, то это сильно подорвет перспективы белорусского экспорта в страны дальней дуги.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!