Зарплаты растут, но холодильники пустеют, или Почему белорусы покупают меньше еды

05 ноября 2023
Анастасия ГУРИНА, "Белорусы и рынок"

За 9 месяцев текущего года белорусы сократили покупку всех основных видов еды – мяса и рыбы, овощей и фруктов, крупы и алкоголя. Тем не менее сумма проданых продовольственных товаров выросла. Как так получилось в условиях сдерживаемой инфляции?

Нынешний год в Беларуси знаменуется потребительским всплеском. Благодаря росту зарплат и увеличению кредитования, заметно выросла розничная торговля.

В этом материале мы обратимся к продовольственному сегменту рынка, который за 9 месяцев увеличился на 4,6%. Мы попытались найти в перечне Белстата съедобные продукты, которых в этом году купили больше, чем в прошлом.

К нашему удивлению, таковых оказалось крайне мало – большинство съедобных позиций демонстирует продолжающееся несколько лет падение.

Новая диета белорусов

Нынешний бум потребления происходит после долгого периода затягивания поясов. В прошлом году розничный товарооборот падал, в предыдущие годы – стагнировал. Белорусский потребитель отказывался от многих категорий товаров, но не от всех: в ожидании черного дня граждане скупали некоторые долгохранщиеся продукты – сахар, крупу и мясные консервы. Именно по этим продуктам сейчас мы наблюдаем откат в продажах: сахар -19%, консервы -17% и крупа -10%.

Однако те товары, потребление которых в лихие времена люди, наоборот, сокращали, в этом году так и не вернулись в их рацион на прежнем уровне. Например, продажи мяса, упавшие за два прошлых года, в этом году продолжили сокращаться, а говядина вообще, кажется, напрочь выходит из рациона белорусов. Ежегодное падение продаж выглядит так:

все виды мяса

говядина

2021 год

-7,6%

-19%

2022 год

-5,5%

-25,8%

январь-сентябрь 2023 года

-3,3%

-25,4%

Сильный обвал в прошлом году потерпел рынок детского питания (-12,2%). В этом году он сократился еще на 2,8%. Темпы падения продаж рыбы остались такими же высокими: -7,8% в прошом году и -7,4% в этом.

Продолжила сворачиваться торговля овощами (-4%) и фруктами (-2,6%). Примечательно, что белорусы второй год радикально сокращают покупку яблок: -21% в 2022 году и -19% за 9 месяцев этого года. А вот помидоры, от которых в прошлом году граждане стали отказываться из-за подскочившей цены (продажи снизились на 22%), в этом году частично вернулись в потребительские корзины (+7,5%).

Зато такой вид продуктов, как креветки, моллюски и икра, компенсировал падение прошлого года с большим запасом – его купили на +39% больше. Рост в этом году также показывает колбаса и мясные полуфабрикаты – на 4% (они же росли и в оба прошлых года), и сыры – на 3,9% (в прошлом году было небольшое снижение).

Рост продовольственного сегмента обеспечил алкоголь?

Если не считать креветок и устриц, то в топе продовольсвенного сегмента по приросту продаж в этом году (как и в прошлом) находятся различные виды алкогольных напитков.

Пальму первенства последние годы удерживает товар под загадочным названием “слабоалкогольные напитки” (это не пиво и не плодовое вино). Его продажи росли так:

  • 2021 год: +63%,
  • 2022 год: +34,5%,
  • 9 месяцев 2023 года: +15%.

Также активно сердца потребителей покоряют ликеры и коньяки, прибавляя по 5-15% ежегодно. Что касается водки, пива и вина, то их продажи несколько снизились.

Минералка вместо сока

Бурление происходит и на рынке неалкогольных напитков. Минеральная вода в этом году возглавляет весь неалкогольный сегмент продовольственных товаров по приросту продаж, прибавив 9%. То же самое было в 2021 году – тогда ее рост составил 12,4%. Хотя в 2022 году был небольшой провал.

В то же время от фруктового сока белорусы решительно отказываются – падение продаж шло так:

  • 2021: -15,8%,
  • 2022: -14%,
  • 2023: -3,2%.

Зарплаты растут, цены держат, но холодильники пустеют

Как видим, граждане сворачивают покупку всех основных видов питания. Детальный анализ статистики приводит выводу, что либо белорусы стали меньше есть, либо стало меньше самих белорусов. 

Откуда же тогда в статистике появился рост продаж продовольственных товаров в денежном выражении – за 9 месяцев +4,6%? Можно предположить, что за счет увеличения покупки некоторых дорогих позиций (морепродукты, сыры, помидоры, коньяк).

Что касается продаж непродовольственных товаров, то их динамику мы рассмотрим в следующем материале.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!