Какие франшизы наиболее популярны в Беларуси

28 марта 2023
«Белорусы и рынок»

Последние несколько лет (за исключением просадки в 2020 году) количество зарегистрированных договоров франчайзинга в Беларуси остается практически на одном уровне.

Это не говорит о том, что рынок замер, но и бурного роста пока не заметно. По всей видимости, бизнес осторожничает и потому в числе самых популярных остаются франшизы из сферы общепита со скромными вложениями.

Подробнее об этих и других трендах белорусского франчайзинга рассказывает «ПроДело».

Для начала немного статистики от Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» за 2022 год:

Более 70% договоров заключалось в сфере общепита;

Более 60% договоров с инвестициями около 10 тыс. долларов;

Более 90% договоров — белорусские франшизы.

Наибольшее количество договоров зарегистрировано в сфере общепита. Причем в основном это не слишком затратные проекты — кофейни, шаурмичные, пышечные. На сайте «Белфранчайзинга» есть список самых популярных франшиз и половина из них — это именно общепит: пончиковая «Пон-Пушка» и сеть кофеен «Кофе Саунд». Новые франшизы (три российские и одна белорусская) в каталоге также из сферы общепита: пиццерия, две пекарни и суши-бар.

Минувший год принес немало испытаний экономике Беларуси и рынок франчайзинга не стал исключением. Примечательно, что число белорусских франшиз не изменилось. На их долю приходится 37%. Одни компании закрыли франчайзинговые программы, другие, наоборот, решили попробовать свои силы. По понятным причинам практически пропало предложение от европейских и американских фирм. Но эта тенденция началась в 2020-2021 годах, обратили внимание в «Белфранчайзинге». На данный момент ситуация стабилизировалась — западные франшизы не уходят, но и не приходят. С другой стороны, растет предложение российских компаний. Сейчас они занимают 34% белорусского рынка.

Статистика по остальным странам выглядит следующим образом:

СНГ — 11%;

Европа — 8%;

Азия — 2%;

Иные — 5%.

Одновременно растет спрос на белорусские франшизы в странах СНГ. На данный момент самую обширную международную франчайзинговую сеть построила команда паб-квиза «Мозгобойня», она представлена более чем в 250 городах и 15 странах.

В ассоциации «Белфранчайзинг» отмечают ряд других тенденций, которые можно расценивать как благоприятные для рынка. Так, банки проявляют интерес к финансированию франчайзинговых проектов, увеличивается локализация местных поставщиков и подрядчиков. В тоже время растет предложение так называемых пассивных франшиз: инвестиции от франчайзи, управление — от франчайзера.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!