Женщины-лидеры региона Восточной и Юго-Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа проявляют большой интерес к цифровому маркетингу и социальным сетям и желают расширить свой бизнес на международном уровне, демонстрирует исследование, проведенное Emerging Europe в рамках кампании She’s Next Empowered by Visa. "Полученные данные свидетельствуют, что белорусские предпринимательницы желают активнее пользоваться электронными платежами и научиться привлекать дополнительное финансирование", — сообщили порталу «ПроДело» представители компании, проводившей исследование.
«Как отметила одна из опрошенных, женщинам сложнее привлекать средства. Сложнее в Кремниевой долине. Сложнее и в ее стране, Армении. И привлечение средств — это лишь одна из многочисленных проблем, с которыми сталкиваются предпринимательницы, — прокомментировал Эндрю Врубель, партнер-основатель EmergingEurope. — В этом исследовании мы стремились как можно глубже исследовать женское предпринимательство и определить все потенциальные препятствия, которые могут повлиять на бизнесы и стартапы, создаваемые женщинами».
В целом, большинство принадлежащих женщинам бизнесов в Восточной и Юго-Восточной Европе, Центральной Азии и на Кавказе (84%) предоставляют товары и услуги только в пределах своих государств, но предпринимательницы заинтересованы в обучении ведению бизнеса за рубежом, отметили исследователи.
Ведущими секторами, в которых работают женские бизнесы, являются красота и здоровье (17%), розничная торговля (12%), сельское хозяйство и продовольствие (12%), образование (8%) и пиар и маркетинг (7%). Две трети предпринимательниц не привлекают внешнее финансирование, а три четверти не имеют наемных работников. Около 35% принадлежащих женщинам бизнесов в регионе были основаны с вложениями менее 1000 долларов США. Лишь каждая десятая предпринимательница имеет больше 5 сотрудников.
«С момента внедрения программы She’s Next в 2019 году ее целью было расширить возможности женщин-лидеров и местных сообществ и помочь им развиваться, — отметила Вера Платонова, старший вице-президент и директор регионального развития Visa в 17 странах. — Именно поэтому для Visa очень важно изучить особые потребности и проблемы предпринимательниц в странах, где действует эта инициатива. Мы рады, что женщины-лидеры Беларуси и всего региона Восточной и Юго-Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа постепенно переходят на электронную коммерцию и пользуются удобными и надежными цифровыми платежами. Мы используем результаты исследования, чтобы в дальнейшем реализовать множество инициатив, которые будут способствовать расширению гендерной инклюзии в регионе».
Основные выводы исследования
Женщины стремятся к профессиональной и финансовой независимости. Основными источниками мотивации открыть свое дело для женщин являются желание увеличить доход (50%), желание работать на себя (31%) и исполнение мечты (21%). В Беларуси основной мотивацией начать бизнес является увеличение дохода (47%) и стремление к независимости (35%).
Предпринимательницы почти в равной мере озабочены бизнесом и личной жизнью. Опрошенные заявили, что больше всего переживают, что их бизнес потерпит неудачу (29%), что их финансовое положение ухудшится (27%) и что они оставят семью и детей без внимания (25%). Тенденции в Беларуси аналогичны: женщины в основном обеспокоены провалом бизнеса (34%) и ухудшением финансового положения (21%).
Женские бизнесы страдают от конкуренции и проблем с привлечением финансирования. Предпринимательницы чаще всего сталкиваются с такими трудностями, как высокая конкуренция (40%), привлечение капитала (32%) и неблагоприятные условия ведения бизнеса (31%). Респондентки в Беларуси отметили, что самою большой проблемою при открытии и ведении бизнеса в их стране является высокая конкуренция, а неблагоприятные условия ведения бизнеса и проблемы с привлечением капитала на себе ощущают только 33% и 20% соответственно.
Предпринимательницы желают обучаться ведению бизнеса в интернете. Основные навыки, которые опрошенные хотят приобрести, — это стратегии получения дополнительного финансирования (47%), цифровой маркетинг и ведение социальных сетей (37%), электронная коммерция (24%) и расширение бизнеса на международном уровне (21%). В Беларуси топ самых популярных навыков выглядит точно так же: на первых местах стратегии получения дополнительного финансирования (39%), цифровой маркетинг и ведение социальных сетей (26%) и электронная коммерция (26%).
Предприятия, принадлежащие женщинам, расплачиваются с сотрудниками и поставщиками наличными, но, как правило, устанавливают POS-терминалы для клиентов. 42% предпринимательниц расплачиваются со своими сотрудниками и поставщиками наличными, а оплату картой предпочитают лишь 37%.
В Беларуси платят сотрудникам и поставщикам наличными 38%, а оплате картой отдают предпочтение лишь 34%.
Однако среди клиентов электронные платежи гораздо популярнее: 37% респонденток отметили, что за их товары и услуги чаще всего расплачиваются картой, а 42% заявили, что предпочитают, чтобы их клиенты платили картой. Для сравнения, 35% предпринимательниц заявили, что их клиенты чаще расплачиваются наличными, и только 28% предпочитают, чтобы клиенты пользовались наличными и далее.
В Беларуси клиенты в основном платят картой (50% против 27%, которые расплачиваются наличными). А почти половина белорусских предпринимательниц заявили, что предпочитают, чтобы за их товары и услуги расплачивались картой.
Исследование включало в себя онлайн-опрос 2 тыс. владелиц бизнесов или самозанятых женщин в 11 странах, в том числе в Беларуси, 75 глубинных интервью и работу в фокус-группах.