Лев ЛЬВОВСКИЙ: Россия не сможет заменить Беларуси рынок ЕС

27 декабря 2022
Марта БУБЛИК, «Белорусы и рынок»

Беларусь и Россия подписали договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. По словам белорусского премьер­министр Романа Головченко, данный документ полностью устраняет для нашей страны вопрос российского налогового маневра в нефтяной сфере.

Какие еще экономические «плюшки» получает Беларусь от углубления интеграции с Россией? И что записать в издержки? Ответить на эти вопросы мы предложили старшему научному сотруднику BEROC Льву ЛЬВОВСКОМУ.

Возможности и невозможности для Беларуси

— Подписание различных соглашений о сотрудничестве является обоюдным желанием двух правительств. Россия намерена еще больше привязать к себе Беларусь, а та хочет получить за это компенсацию здесь и сейчас. Другими словами, Москва получает долговременные выгоды, а Минск — сиюминутные.

Например, российская и белорусская стороны уже заявляли, что Москва выделит около 1,5 млрд долларов на совместные проекты по импортозамещению. Это не совсем живые деньги, они выдаются в кредит, который нужно отдавать, но все же это лучше, чем ничего. Что-то из этой суммы осядет в карманах белорусов и, соответственно, поможет белорусской экономике.

Наверняка можно рассчитывать и на другие кредиты от России. Понятно, что Кремль не будет компенсировать все издержки, связанные с войной в Украине, просто потому, что Беларусь не может легко развернуться и побежать за помощью к Западу. Большая часть мостов, связывающих Беларусь и ЕС, была сожжена еще в 2020 году. Но и совсем оставить Беларусь без денег Россия не может.

Плюсом для белорусской экономики является и то, что она получает дешевый российский газ. Люди платят меньше за коммуналку, предприятия могут и дальше оставаться энергонеэффективными и при этом конкурентоспособными. В краткосрочной перспективе все это прекрасно. В долгосрочной же белорусская экономика еще больше становится зависимой от воли Кремля, потому что без дешевых энергоресурсов наши предприятия не выживут.

Кажется, решился вопрос и с поставками российской нефти белорусским НПЗ. В золотые доковидные времена главной экономической проблемой в Беларуси был налоговый маневр России. Судя по заявлениям Головченко, теперь белорусские НПЗ будут получать нефть по внутрироссийским ценам значит, белорусские нефтепродукты станут более конкурентоспособными. Правда, остается вопрос: куда их продавать? Раньше белорусские нефтепродукты покупали страны ЕС и Украина. Сейчас, возможно, продажа идет по каким-то схемам через Россию. Но белорусская статистика закрыта, поэтому наверняка утверждать трудно.

Также с обеих сторон звучат заявления, что в России будет строиться порт для экспорта белорусского калия. Однако тут дело доходит до какой-то фантасмагории. Проходит два месяца, и мы снова слышим, что стороны только что договорились о строительстве порта. Так продолжается уже больше года, и никто не знает, почему обнуляются договоренности. Одна из версий: план не нравится владельцу «Уралхима» Дмитрию Мазепину, который, как и Лукашенко, периодически встречается с Путиным. Другая версия: не могут согласовать, потому что Беларусь хочет, чтобы порт строился за российские деньги, а Москва говорит: вот вам земля, стройте сами.

Теперь об освободившемся от западных конкурентов российском рынке. Я уверен, что в Беларуси есть предприятия, которые воспользуются моментом и действительно выйдут на российский рынок и заработают на нем. Тем не менее нужно понимать, что большинство компаний, покинувших Россию, не имеют аналогов в Беларуси. Нет таких белорусских автопроизводителей, которые заменят Volkswagen, и вряд ли «Васильки» заменят МакДональдс. Безусловно, кто-то из наших заработает, но макро­экономического эффекта я бы не ждал.

В мирное время российские бизнесмены, конечно, заинтересовались бы сотрудничеством и слиянием с белорусскими бизнесами, покупкой долей в белорусских компаниях. Но сейчас им не до того. Топ-менеджеры и их квалифицированные сотрудники заняты исключительно тем, что в срочном по­рядке вывозят свои семьи

и капиталы из России. На производствах мобилизованные сотрудники даже не успевают передать свои знания новичкам, поскольку нужно в день получения повестки сразу же ехать в армию. В общем, российскому бизнесу сейчас не до слияний и поглощений.

На реэкспорте товаров тоже не заработаешь. Вышел указ, который фактически запрещает поставки в Россию групп товаров, условно называемых «белорусскими креветками». Думаю, что белорусская сторона пошла на этот шаг, чтобы защититься от суперинфляции, создаваемой узостью каналов поставок серого импорта в Россию. Возьмем те же креветки, которые Беларусь сама не производит. При дефиците этого продукта в России россияне выкупят у нас все креветки. Так будет со всеми товарами, которые Россия сама не сможет завезти, а это грозит гигантским скачком цен на продукты в Беларуси. Теперь же у нас фактически действует запрет на реэкспорт.

Турфирмам и агроусадьбам тоже ничего не светит. Туристической Меккой для российских туристов Беларусь не станет. Россияне приезжают к нам не страну посмотреть, а сугубо по конъюнктурным и сиюминутным нуждам: открыть счет в банке, получить карточку, временно укрыться от мобилизации. До усадеб доезжает редкий российский турист.

Утраты и риски

Привязываясь к одной стране, мы кладем все яйца в одну корзину. Любой кризис в России становится и нашим кризисом. Кроме того, Россия не сможет заменить Беларуси рынок ЕС. Удивлюсь, если в ближайшие десять лет российская экономика будет расти хотя бы на 1 % в год. Когда у вас доля пусть и на большом, но стагнирующем рынке, то чтобы на нем расти, вам нужно постоянно бороться с конкурентами, лезть из кожи вон, а белорусские предприятия так работать не умеют. Гораздо лучше торговать на растущем высокомаржинальном рынке ЕС, который, к сожалению, Беларусь потеряла. Как потеряла она и рынок Украины.

Однако сегодня самый большой риск от интеграции с Россией — это риск полноценного вовлечения Беларуси в войну. Сейчас никто не может предсказать, что будет дальше. Отправят ли власти белорусские войска в Украину? Ответит ли Украина огнем по территории Беларуси? Перерастет ли война в ядерное противостояние? Эти угрозы затмевают любые экономические выгоды, которые Беларусь может получить от интеграции с Россией.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!