C ветерком да по улочкам

22 июля 2022
Ольга ШАВЕЛА, «Белорусы и рынок»

Сезон проката микромобильного транспорта в самом разгаре. Тротуары заполнены велосипедами и электросамокатами. Кажется, шеринговый микротранспорт прижился в Беларуси.

Так ли это на самом деле? И как сложная экономическая ситуация и падение доходов белорусов сказываются на шеринговых сервисах?

Корреспондент газеты «Белорусы и рынок» поговорила с двумя владельцами сервисов краткосрочной аренды средств персональной мобильности. Обе компании появилась на белорусском рынке в 2019 году.

Денис БОГДАНОВ, владелец компании Eleven (шеринг электросамокатов в Минске):

— Мы наблюдаем рост популярности сервиса аренды электросамокатов. С каждым годом клиентов становится больше, люди осознают полезность и ценность услуги. В первый год, когда самокаты Eleven только появились на улицах Минска, горожане воспринимали их как развлечение. Сейчас 80 % поездок соответствуют транспортному сценарию: люди арендуют самокаты, чтобы быстро добраться из точки А в точку Б.

На электросамокатах удобно передвигаться в центре города, где проблемы с парковкой авто, а также в часы пик, когда традиционный транспорт стоит в пробках. Средняя дистанция, на которой особенно эффективен микромобильный транспорт, — 4–5 км или 10–15 минут езды. Именно такая дистанция пользуется наибольшим спросом.

За первый год в мобильном приложении Eleven зарегистрировались 80 тысяч минчан, сегодня в базе более 300 тысяч пользователей. Парк самокатов вырос в три раза. Мы начинали с простых моделей самокатов, которые могли купить на рынке. Сегодня используем самокаты, специально разработанные для шеринга: они комфортнее для клиентов и проще в обслуживании.

Если на старте в большинстве случаев сервисом пользовались молодые люди, то сейчас увидеть на электросамокате человека зрелого возраста в Минске уже не в диковинку, а норма. Сегодня мы выстраиваем маркетинговую кампанию, нацеленную на широкую аудиторию, тех, кому требуется больше времени и информации, чтобы попробовать новую для них услугу и понять ее преимущества.

Случаев вандализма стало намного меньше. Для минчан электросамокаты стали обыденностью, их воспринимают как припаркованные в городе автомобили. Все понимают, что существует система слежения за шеринговым микротранспортом, а кража или порча электросамоката не останется без последствий. Сотрудники диспетчерской службы способны доехать до любого самоката в течение десяти минут в любое время суток.

Кстати, недавно были приняты изменения в ПДД, и электросамокаты получили законный статус. По большому счету, их приравняли к велосипедам. Правила ПДД для велосипедистов теперь будут распространяться и на самокатчиков. Думаю, ограничение скорости самоката в 25 км/ч — это правильный путь и удачный вариант нормативного регулирования.

Санкции и падение доходов населения пока на нашей компании не сказались. Во-первых, аренда электросамоката сопряжена с небольшим средним чеком. Во-вторых, передвижение в городе — это базовая потребность. Конечно, пользователи могут перетечь в более дешевые транспортные варианты, но пока мы этого не наблюдаем, наоборот, клиентская база растет. насколько экономическая ситуация повлияла на спрос аренды электросамокатов? Думаю, об этом можно будет сказать только по итогам года.

Вадим ОСИПЧИК, основатель и владелец компании Kolobike (шеринг велосипедов и электросамокатов в Беларуси):

— В этом году количество поездок немного сократилось, но связано это не с падением доходов населения, а с увеличением конкуренции на рынке шеринга.

Шерингом пользуются в основном молодые люди (17–35 лет). Старшее поколение (40+) таргетировать трудно.

В базе Kolobike почти 600 тысяч пользователей. Сервис доступен в областных городах и небольших городках. Там, где экономическая ситуация лучше, выше зарплаты и больше молодежи, шеринговым микротранспортом пользуются чаще. Хотя есть исключения. Например, мы ожидали, что Гродно будет бить все рекорды, а оказалось, что гродненцы ездят очень мало. С чем это связано, я не знаю. Зато приятно удивил Гомель: горожане восприняли наш сервис очень хорошо, хотя изначально у нас были опасения. Kolobike планировал выходить на рынки других стран, но резко изменилась политическая ситуация, и планы пришлось подкорректировать.

На законодательство в отношении шеринга грех жаловаться: никаких препятствий нет. Был архаичный пункт в ПДД, согласно которому все велосипеды должны быть оснащены зеркалами заднего вида. Такая норма сохранилась еще с давних времен, когда велосипеды ездили по проезжей части. Но в новой редакции ПДД данный пункт отменили. Кроме того, хорошо развивается велосипедная инфраструктура, в частности в Минске. Почти везде уже делаются скосы на бордюрах, строятся велосипедные дорожки.

Кстати, отношение белорусов к шеринговому транспорту за последние годы сильно изменилось. Первые два месяца на рынке для меня стали шоком: компания теряла много велосипедов. Я не ожидал, что минчане могут такое делать. Люди видели на улице желтый непристегнутый велосипед и решали, что с ним непременно нужно что-то сделать. Сейчас случаев вандализма практически нет.

Изменилась и культура передвижения по тротуарам. Я по Минску вижу, что люди стали очень дисциплинированными. На тротуарах есть разделительная линия для пешеходов и велосипедистов. Пешеходы, даже если нет велосипедистов, практически никогда не заходят за черту.

Я считаю, что по культуре населения Беларусь, наверное, идеальная страна для развития шеринговых услуг. Люди очень хорошие. Я не утверждаю, что они на 100 % законопослушные, но они бережно относятся к тому, что их окружает. Бывает, дует сильный ветер, сбивает велосипеды, и прохожие их поднимают. Это очень приятно.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!