Российские порты на Балтике теряют грузооборот

03 июля 2022

Грузооборот портов российского Балтийского бассейна на фоне санкций и «разворота на Восток» сокращается, особенно если речь идет о контейнерном сегменте.

Великий «разворот на Восток» российской логистики, который, впрочем, происходит уже на протяжении нескольких последних лет, теперь с особой силой набирает обороты, оставляя терминалы Санкт-Петербурга и Ленинградской области без значительного объема грузов.

Наиболее острая ситуация складывается в контейнерном сегменте, однако и балкерные грузы в обозримой перспективе, судя по всему, отчасти ждет та же участь, особенно после завершения работ по расширению провозной способности Восточного железнодорожного полигона.

«До апреля было определенное движение — линии вывозили свои контейнеры, были судозаходы. В мае падение рынка на Северо-Западе по контейнерообороту составило 60% к маю 2021 года. В июне ожидается падение контейнерооборота в размере 85% по сравнению с июнем 2021 года», — отмечает директор УК «Дело» Дмитрий Паньков.

Тем не менее, определенные варианты, которые могут частично исправить ситуацию, есть. Так, в конце июня Александр Лукашенко заявил о желании переориентировать на порты Санкт-Петербурга около 20 млн тонн грузов. Об этом он рассказал на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым. Речь, в том числе, идет о перевалке калийных удобрений в районе Бронки, где планируется построить соответствующий терминал.

Ранее использование портовой инфраструктуры РФ для перевалки белорусских грузов также обсуждалось на встрече Александра Лукашенко с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко.

Эксперты портала «ПортНьюс» отмечают, что полноценная перевалка грузов из Беларуси в больших объемах может начаться только после возведения собственной белорусской портовой инфраструктуры, причем строительство специализированного балкерного терминала займет годы.

Если же речь идет о перевалке удобрений в контейнерах, то это, во-первых, — дороже, во-вторых, — вряд ли контейнерами можно будет перегрузить весь необходимый объем. Хотя, как временная схема для ограниченного объема через действующие мощности в той же Бронке, имеет право на существование.

По данным Белорусской железной дороги, по итогам 2021 года железнодорожным транспортом страны было перевезено более 1,2 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент), объем транзитных контейнерных перевозок при этом составил порядка 930 тыс. TEU. Таким образом, объем, который может уйти на контейнерные терминалы Санкт-Петербурга вряд ли может быть выше нескольких сотен тысяч контейнеров в год, а этого мало для увеличения грузооборота.

Более реалистичными для контейнерных терминалов выглядят предложения сориентировать контейнерные мощности на внутреннюю логистику. Так, руководитель департамента международной логистики ГК «Аривист» Станислав Тобин высказал мнение, что контейнерные терминалы Балтийского бассейна можно задействовать для разгрузки Центрального транспортного узла, который в настоящее время перегружен. Переориентация контейнерных терминалов Санкт-Петербурга на обработку внутреннего грузопотока может обеспечить их загрузку, полагает эксперт.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!