Как санкции и нарушение логистики влияют на экспорт калийных удобрений

11 июня 2022
Артём КИРЕЙШИН, "Белорусы и рынок"

В условиях санкций и проблемной логистики переориентация калийных потоков и сохранение присутствия на мировом рынке удобрений остаются приоритетными задачами для Республики Беларусь.

Проблемы логистики

В начале июня премьер-министр Роман Головченко заявил, что Беларусь в условиях санкций перестраивает потоки удобрений на рынки стран Африки, Южной Америки и Азии.

«Наши калийные потоки активно переориентируются на рынки африканских, южноамериканских, азиатских стран, в том числе КНР. Поэтому сейчас происходит естественная диверсификация экспорта», — отметил премьер.

Однако следует учитывать, что переориентация товарных потоков зачастую требует времени, а также предполагает выстраивание новых маршрутов доставки и трансформацию транспортно-логистической системы.

Напомним, что экспортный потенциал калийной отрасли Беларуси стал сжиматься после того, как Литва с 1 февраля остановила транзит белорусских удобрений по своей территории. Потеряв доступ в Клайпеду, Беларусь стала обсуждать с РФ перенаправление калийных удобрений в российские порты.

В середине февраля стало известно, что под Санкт-Петербургом будет построен белорусский порт для перевалки удобрений, а в марте текущего года появилась информация о том, что прорабатываются варианты транспортировки удобрений через порт Астрахани и МТК «Север – Юг».

В начале июня губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил о том, что Беларусь может получить в управление часть портовых мощностей региона. Кроме того, он рассказал, что белорусские специалисты уже посмотрели земельные участки, на которых можно строить собственные портовые сооружения.

Портал «ПортНьюс» обратился в администрацию Ленинградской области с просьбой прокомментировать ситуацию, однако журналистам ответили, что детали того, какие именно мощности или участки под белорусские удобрения планируется предоставить, не раскрываются.

По мнению экспертов, опрошенных порталом, в настоящее время в России нет специализированных свободных мощностей для перевалки больших объемов белорусского калия, так как РФ сама является экспортером удобрений и нуждается в портах и терминалах.

Временным решением для Беларуси может стать перевалка удобрений в контейнерах или биг-бэгах, однако таким способом едва ли можно экспортировать и десятую долю от заявленных объемов.

Эксперты также отметили, что на фоне санкций и ограничений на поставку российского угля в Европу на Северо-Западе РФ становятся менее востребованными угольные терминалы. Возможно, часть из них могла бы быть переориентирована под перевалку белорусских удобрений.

Так, в порту Высоцк (Ленинградская область) существует угольный терминал, грузооборот которого в последний год ощутимо снижался. В Мурманской области реализуется проект строительства крупного угольного терминала в порту Лавна. В нынешних условиях заявленная мощность Лавны в 18 млн тонн угля в год выглядит избыточной. Соответственно, здесь также могли бы разместиться мощности для перевалки удобрений. Правда, существуют ограничения пропускной способности железнодорожных подходов к Мурманску и самому порту.

Таким образом, альтернативные варианты для экспорта белорусского калия есть. Но это только в теории. На практике же, как считают эксперты, на существующих портовых мощностях в России можно обрабатывать лишь часть удобрений из Беларуси, поэтому нужно рассматривать способы доставки, не завязанные на морскую логистику.

Следует отметить, что в Беларуси уже перешли к такому варианту. В апреле сообщалось о том, что поставки белорусских удобрений в Китай осуществляются по железной дороге. Но как быть с теми странами и регионами, куда невозможно доставить удобрения поездами? Прежде всего, это страны Латинской Америки и Африки, а также многие азиатские государства, куда гораздо эффективнее и дешевле доставлять удобрения по морю, а не по железной дороге.

Сколько Беларусь зарабатывала на экспорте калия в Азию, Латинскую Америку и Африку?

По словам премьер-министра, калийные потоки активно переориентируются на рынки Африки, Южной Америки и Азии. Посмотрим, какую валютную выручку Республика Беларусь получала от экспорта калийных удобрений в эти регионы.

С учетом того, что Национальный статистический комитет закрыл информацию по экспорту калия, подробные данные по отдельным странам есть только за 2020 год. Статистики по количеству и стоимости поставок в прошлом году и начале текущего в открытом доступе нет.

Азия

Наибольшую валютную выручку в 2020 году принесли поставки калия в Китай и Индию — 319,8 млн долл. и 289,7 млн долл. соответственно. Экспорт в Индонезию составил 139,8 млн долл., в Малайзию — 109,2 млн долл., в Бангладеш — 72,2 млн долл., в Таиланд — 48,8 млн долл., во Вьетнам — 45,7 млн долл.

Кроме того, белорусский калий покупали:

  • Южная Корея — 29,7 млн долл.;
  • Шри-Ланка — 23,4 млн долл.;
  • Япония — 16,6 млн долл.;
  • Тайвань — 13,1 млн долл.;
  • Мьянма — 6,1 млн долл.;
  • Пакистан — 5,6 млн долл.

Небольшие партии удобрений также поставлялись на Филиппины, в Саудовскую Аравию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Оман.

В целом экспорт в страны Азии принес Беларуси в 2020 году более 1,1 млрд долл.

Латинская Америка

Лидером по импорту белорусского калия в 2020 году стала Бразилия, поставки удобрений в эту страну сформировали для РБ валютную выручку в размере 520,7 млн долл.

Экспорт в Колумбию принес Беларуси 48,7 млн долл., в Уругвай — 19,2 млн долл., в Эквадор — 15,3 млн долл., в Гватемалу — 12,9 млн долл.

Также поставки калийных удобрений осуществлялись в следующие страны:

  • Мексика — 10,6 млн долл.;
  • Коста-Рика — 7,6 млн долл.;
  • Гондурас — 5,1 млн долл.;
  • Никарагуа — 1,4 млн долл.

В небольших объемах калий экспортировался в Панаму, Аргентину, Перу, Чили, Гайану.

На экспорте калийных удобрений в государства Латинской Америки в позапрошлом году РБ заработала более 640 млн долл.

Африка

По итогам 2020 года наша страна экспортировала калийные удобрения в 27 государств Африки. В позапрошлом году наибольшее количество валюты принес экспорт калия в Марокко (57,1 млн долл.) и Кот-д’Ивуар (21,1 млн долл.).

Кроме того, отечественные калийные удобрения импортировали:

  • Мали — 10,7 млн долл.;
  • ЮАР — 9,7 млн долл.;
  • Камерун — 7,3 млн долл.;
  • Сенегал — 4,7 млн долл.;
  • Зимбабве — 2,2 млн долл.

Также Республика Беларусь поставляла калий в такие африканские страны как Ангола, Кения, Египет, Нигерия, Чад, Того и др.

В целом в 2020 году на поставках калийных удобрений в африканские страны Беларусь заработала более 123 млн долл.

Санкции

В списке ограничений для развития калийного экспорта значатся не только логистические проблемы, но и санкции, которые во многом и стали причиной нарушения логистики. Напомним, 3 июня под санкции Евросоюза попали восемь белорусских компаний. В их числе — «Беларуськалий» и «Белорусская калийная компания». Ранее санкции в отношении калийной отрасли Беларуси были введены со стороны США.

Все это значительно влияет на потенциал экспорта и ведет к сокращению валютной выручки. Продавать подсанкционный товар гораздо сложнее, чем «чистую» продукцию. Из-за санкций многие страны вынуждены искать новых поставщиков, отказываясь от белорусского калия либо сокращая объемы закупок. А те, кто продолжает сотрудничество с Беларусью, сталкиваются с проблемами перечисления платежей.

Как сообщало агентство Reuters, компания Indian Potash Limited, открывшая счет в рупиях, чтобы оплачивать поставки белорусских удобрений, не смогла перечислить деньги, поскольку платеж не проходит через подсанкционный Сбербанк.

Посол Республики Беларусь в Индии Андрей Ржеусский рассказал информагентству ТАСС, что санкции нанесли серьезный удар по торгово-экономическим отношениям РБ и Индии. По его словам, поставки калийных удобрений в Индию пока приостановлены, прорабатываются возможные пути, как можно возобновить эти поставки в обход европейских стран.

Андрей Ржеусский отметил, что для организации экспорта калия рассматриваются российские порты, а также изучаются возможности железнодорожных и автомобильных маршрутов для доставки белорусской продукции в Индию.

«Но это сложно, это значительно увеличивает стоимость логистики для конечного потребителя и уменьшает возможности для появления белорусских товаров на индийском рынке», — заявил посол.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!