Автоперевозчики Казахстана теряют доход из-за белорусов и россиян

19 мая 2022

Российские и белорусские автоперевозчики, перенесшие свою деятельность в Казахстан, создают конкуренцию и выдавливают с рынка местные транспортные предприятия.

Потеря дохода

Депутат парламента Республики Казахстан Максат Раманкулов требует срочно разработать меры регулирования международных автотранспортных перевозок.

По его словам, в последнее время Казахстан испытывает ряд проблем с доставкой грузов автотранспортом из Европы в связи с пятым пакетом санкций со стороны ЕС в адрес перевозчиков, зарегистрированных в Беларуси и России.

«Ряд компаний из РБ и РФ переносят бизнес в Республику Казахстан. В этой связи очевидны текущие и ожидающие проблемы», — заявил Раманкулов.

В частности, он обратил вниманию на ситуацию с бланками разрешений для российских и белорусских грузовиков.

«Сегодня все грузы в Россию, Беларусь и Казахстан мы можем доставить только машинами с казахстанскими номерами, в этой связи российские и белорусские компании регистрируются в Казахстане, получают местные номера на большегрузы, выбирают бланки разрешений, так называемые «дозволы», и беспрепятственно въезжают в Европу и выезжают оттуда под флагом Казахстана», — отметил депутат.

Нехватка иностранных бланков разрешений вызвала резкий скачок цен на данные услуги. Если в 2021 году стоимость фрахта одного автотранспорта для перевозки грузов составляла 5-6 тыс. евро, то сейчас цены выросли до 10-15 тыс. евро. Все эти расходы, в конечном счете, ложатся на потребителя.

По информации Максата Раманкулова, бланки зачастую выдаются считанным крупным логистическим компаниям, в том числе российским и белорусским, имеющим регистрацию в Казахстане, при этом имеются факты перепродажи бланков разрешений другим автоперевозчикам.

«Крупные российские и белорусские автоперевозчики, перенесшие свою деятельность в Казахстан, создают конкуренцию и выдавливают с рынка наши предприятия, тем самым снижая доходы местных компаний и населения, поскольку на их большегрузах работают, в основном, граждане России и Беларуси», — подчеркнул депутат.

По его мнению, для решения проблемы необходимо срочно разработать меры регулирования в отношении иностранных компаний, работающих в сфере услуг на территории Казахстана с учетом защиты национальных экономических интересов на период действия международных санкций.

Проблемные моменты

Как сообщает российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), в последнее время возобновились случаи задержания сотрудниками Инспекции транспортного контроля Республики Казахстан российских транспортных средств, осуществляющих перевозки в Казахстан из третьих стран грузов, ранее доставленных в Россию или Беларусь перевозчиками Евросоюза.

В Ассоциации напомнили, что по правилам разрешительной системы Казахстана, которые были приняты еще в 2017 году, «не допускается перегрузка или перецепка на территории страны, не являющейся пунктом отправления или назначения груза из третьих стран на территорию Республики Казахстан».

То есть, если, например, груз в Казахстан доставляет перевозчик из Евросоюза, то он, получается, и должен довезти его до пункта назначения без перегрузок или перецепок в пути. Однако, как известно, в апреле характер автомобильных грузоперевозок между ЕС, Беларусью и Россией претерпел серьезные изменения.

Российские и белорусские перевозчики теперь не могут въехать на территорию Евросоюза, а перевозчикам из ЕС разрешено только передвижение по приграничной зоне Беларуси, где они могут выполнить перецепку или перегрузку.

В России, правда, примеру Беларуси еще не последовали, оставив свободным проезд для перевозчиков из Европейского союза, но маршрут доставки через Россию, как правило, длиннее, чем через Беларусь.

Таким образом, действующий сейчас порядок грузовых перевозок между ЕС и РБ не позволяет перевозчикам из третьих стран (в частности, из России и Беларуси) выполнять доставку товаров из Евросоюза в Казахстан.

В АСМАП считают, что действующие в Казахстане правила имеют признаки нарушения положений двустороннего «Соглашения о международном автомобильном сообщении». Там отмечают, что уже направили соответствующие обращения в Союз перевозчиков Казахстана и в Инспекцию транспортного контроля.

Кроме того, готовится обращение в Министерство транспорта РФ с просьбой повлиять на компетентные органы Казахстана. Пока же в Ассоциации перевозчикам рекомендуют воздержаться от доставки товаров в Казахстан, выполняющейся с перегрузкой или перецепкой в пути.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!