В белорусских областных центрах почти нет современных торгово-развлекательных объектов. При этом морально-устаревшие площади заполнены, а ставки аренды сопоставимы со столичными. Суммарный объем предложения в пяти областных центрах в июне этого года составлял 861 тыс. кв. м в современных крупноформатных объектах недвижимости. Это на 43% меньше, чем предложение в Минске.
Вакантность торговых центров в областных городах в 2-4 раза ниже среднего значения в Минске, а уровень ставок аренды по нижнему порогу почти сопоставим. Об этом говорится в обзоре торговой недвижимости консалтинговой компании «Коллиерз».
Негде тратить выросшие зарплаты
В 2023 году в регионах значительно выросли заработные платы, а также стали доступнее потребительские кредиты. Оба эти фактора стимулируют спрос. Однако в крупных белорусских городах населению негде потреблять.
Так, например, показатель розничного товарооборота на душу населения в Бресте является самым высоким среди областных городов. Вместе с этим крупных классических региональных торгово-развлекательных центров в Бресте нет. Поэтому в торговых объектах города представлено самое малое среди регионов количество международных арендаторов-магнитов.
Удельный товарооборот и обеспеченность торговыми площадями, кв. м на 1 тыс. жителей
Из-за нехватки современных торгово-развлекательных объектов в регионы почти не приходят топовые fashion -бренды. Их присутствие в областных городах значительно уступает Минску.
Например, ни в одном областном центре не представлены бренды испанской группы Inditex (Zara, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius, Oysho, Pull&Bear и др.). Невысоко наличие и магазинов российской Melon Fashion Group (ZARINA, Befree, LOVE REPUBLIC и Sela), которая в последний год активно заходила на образовавшиеся с уходом некоторых fashion-брендов вакантные площади в качественных ТЦ Минска.
«Одна из причин невысокого присутствия сетевых арендаторов в регионах – ограниченное предложение объектов торговой недвижимости соответствующего формата», - отмечают аналитики.
Гродно — исключение
Из всей этой печальной картины выгодно выделяется город Гродно. Здесь есть качественный региональный торговый центр – Trinity, который сопоставим по площади с минскими ТРЦ «Корона-Замок» и «Дана Молл». Представленность fashion-ритейлеров в ТРЦ не уступает лучшим минским объектам. Средняя площадь гродненских ТЦ составляет 13,8 тыс. кв. м, что значительно выше, чем в других городах.
Возможно, вскоре и Брест догонит своего соседа – здесь начата подготовка реализации крупного нового проекта МФК минской компании «Сигмаполюс». Он станет вторым по величине торгово-развлекательным центром в регионах.