Экономика Беларуси за восемь месяцев выросла на 3,1%. Власти говорят, что темпы роста превышают их ожидания. Но похоже, экономический рост приближается к своему потолку.
Экономика Беларуси за восемь месяцев выросла на 3,1%. Власти говорят, что темпы роста превышают их ожидания. Но похоже, экономический рост приближается к своему потолку. Каждые следующие десятые доли процента прироста будут требовать от правительства все больших усилий.
«У нас несколько более пессимистичные, осторожные были оценки. Но сейчас мы уже план за девять месяцев, который ожидали, мы уже за восемь месяцев можно сказать перевыполнили его», — сказал заместитель министра экономики Андрей Картун.
Основным драйвером роста в августе была промышленность. За восемь месяцев объемы промышленного производства выросли на 7,9%. А вот сельское хозяйство подкачало. Из-за плохого урожая месячные темпы роста ВВП замедлились. В августе этого года они составили 4,3% по отношению к августу прошлого, против 7,6% в июле.
При этом IT-сектор оставался в состоянии глубокой стагнации, а транспортные перевозки так и не оправились от последствий санкций и закрытия большинства западных погранпереходов. За восемь месяцев грузовые перевозки упали больше чем на 20%.
«По моим расчетам объем ВВП является достаточно высоким, и экономика функционирует сейчас на пределе своих возможностей», — сказал БР эксперт исследовательского центра Beroc Анатолий Харитончик.
По его мнению, за девять месяцев экономика может вырасти еще до 3,2 – 3,5%, но перепрыгнуть этот потолок будет сложно, вопреки обещаниям правительства обеспечить рост ВВП на уровне 3,8%.
«Объем ВВП уже выше того объема, который экономика способна генерировать, наиболее эффективно используя имеющиеся факторы производства. Чтобы экономика и дальше росла высокими темпами, необходимо это стимулирование все время продолжать, наращивать. Использовать труд, капитал сверх оптимальных уровней», — считает Харитончик.
По его мнению, ограничения на стороне предложения, дефицит рабочей силы, усложнение логистики, ограничения доступа к технологиям — все это будет сдерживать рост выпуска.
Сдержать экономический рост в Беларуси может и повышение ключевой ставки российским Центробанком. С июля она выросла на 5,5 процентных пункта.
«ЦБ попытается воздействовать на инфляцию, охладив внутренний спрос… Это будет вести к тому, что рост российской экономики в следующем году сильно замедлится, если он вообще будет. И это негативный фактор для белорусской экономики», — сказал Харитончик.
Впрочем, ради выполнения своих планов правительство может и постараться. Ему не привыкать. До сих пор власти не колебались, когда нужно было стимулировать экономический рост дешевыми деньгами. С начала года широкая денежная масса в Беларуси выросла на 27%, а за август на 4,6%.
«Но исключать того, что достимулируют до 3,8% я бы полностью не стал, — сказал Харитончик. – Но все это чревато накапливанием дисбалансов и тем, что они вылезут рано или поздно».