До конца этого года белорусское правительство планирует увеличить объем торговли с Россией до 55 млрд долларов. И это означает, что зависимость Беларуси от положения дел в российской экономике становится еще большей. А учитывая, что состояние российской экономики внушает серьезные опасения, белорусским властям придется иметь дело с проблемами, на которые они никак не могут повлиять.
За прошлый год товарооборот между Беларусью и Россией подскочил до 45 млрд долларов. Доля России в белорусской внешней торговле составила больше 60%. Но, судя по планам правительства, дальше будет хуже.
«В этом году мы ожидаем 50 миллиардов долларов — чисто товары и плюс пять миллиардов долларов — услуги, 55 миллиардов в общем. Внешнеторговый оборот республики — 80 миллиардов долларов», — сказал посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.
То есть, зависимость Беларуси от российского рынка по итогу года должна составить уже не 60, а почти 70%. 55 млрд долларов — на Россию и 25 — млрд на весь остальной мир.
В 2022 году благоприятные условия доступа на российский рынок оказались для Беларуси спасением. По оценке белорусских властей, под санкциями оказалось 45% белорусской экономики. Ранее Крутой говорил, что Беларуси пришлось срочно переориентировать 10,5 млрд долларов своего экспорта.
«Россия стала тем рынком, куда пошла большая часть тех товаров, которые ранее поставлялись на западные рынки и в Украину. Это был спасательный круг, — сказала сайту «Белорусы и рынок» эксперт исследовательского центра Beroc Анастасия Лузгина. — Но я сомневаюсь, что это позволит двигать экономику вперед».
Проблема в том, что при всей своей кажущейся бездонности, российский рынок — не очень надежная опора. По крайней мере, если рассчитывать на устойчивый экономический рост. Российская экономика несет те же, а может быть, и большие потери из-за санкций. По оценке российского Центробанка, средний экономический рост в России в ближайшие годы будет составлять 1-2%.
Российский рубль падает с начала года, российский бюджет теряет доходы. Сейчас дефицит бюджета России составляет около 28 млрд долларов в год.
«Такая интеграция с Россией, зависимость от России, приводит к тому, что Беларусь еще больше отстает в том развитии, которое демонстрирует весь мир», — сказала Лузгина.
Мало было белорусской экономике собственных рисков, так теперь она все больше зависит от рисков, которым подвергается экономика России. Белорусский валютный рынок особенно остро почувствовал эту зависимость: у белорусского рубля не оставалось другого выхода, кроме как следовать курсом российской валюты. Причем, во время всех этих пертурбаций, все, что по большому счету могли сделать белорусские власти, – просто наблюдать за происходящим. И ждать пока российский Центробанк поправит положение.
И в будущем ведь лучше не станет. Чем выше будет расти доля России в белорусской внешней торговле, тем меньше экономическое благополучие Беларуси будет зависеть от белорусских властей.
«Если мы говорим про белорусские проблемы, то их можно избежать, если проводить более взвешенную экономическую политику. А на то, что происходит в России, белорусские власти повлиять не могут», – казала Лузгина.