С яблоками справились, с компами – нет: правительству не хватает отечественного на non-food-рынке

14 сентября 2023
"Белорусы и рынок"

Продовольственные товары белорусского производства занимают около 78% внутреннего рынка, в то время как непродовольственные товары — только 42%.

Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов во время международного форума «Трейд Диалог» сообщил, что доля продаж белорусской продукции на внутреннем рынке в первом полугодии 2023 года увеличилась на 0,5 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и достигла 60,8%.

Продовольственные товары занимают практически 78% внутреннего рынка, а непродовольственные — всего лишь 42%, поэтому правительство будет работать над продвижением белорусских товаров non-food, - пишет select.by.

При этом, как ранее сообщала начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Наталья Мельникова, в 2022 — 2023 годах удалось переломить многолетнее падение доли продаж товаров белорусского производства на внутреннем рынке.

В 2022 году удельный вес белорусских товаров в общем объеме розничных продаж вырос на 1,7 процентного пункта, в первом полугодии 2023 года — на 0,5 пункта. Увеличение наблюдалось во всех регионах страны.

Наталья Мельникова объяснила такое увеличение тем, что с февраля 2022 года в Беларуси несколько месяцев практически не было импорта, в связи с чем белорусским предприятиям удалось занять освободившиеся ниши на внутреннем рынке.

Белорусский товар в ряде случаев конкурентен по цене и по качеству с импортной продукцией, и население переориентируется на отечественные товары.

Однако рост доли продаж всего на 0,5 процентного пункта в условиях отсутствия импорта в течение нескольких месяцев, а также значительного роста цен на некоторые закупаемые за рубежом товары из-за девальвации рубля, следует считать весьма тревожным признаком, так как указывает на низкую конкурентоспособность белорусских товаров даже на внутреннем рынке. То есть белорусская промышленность недостаточно активно использует возникшие возможности.

Впрочем, не исключено, что значительная часть товаров белорусского производства из РБ отправляется на экспорт в Россию, поэтому импорт просто занимает пустое пространство на рынке в РБ, позволяя избежать дефицита.

Как сообщили в МАРТ, в первом полугодии 2023 года значительно выросла доля продаж белорусских автомобилей, телевизоров, керамической плитки, чистящих и моющих средств, яблок, капусты, свеклы, томатов, шоколада, и т. д. Все это товары, попавшие под санкции со стороны западных стран.

Наполнению рынка способствуют меры, направленные на ограничение экспорта ряда товаров из страны. В частности, в Беларуси увеличены размеры стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции.

На следующий год планируется заложить 122 тыс. овощей и фруктов, что позволяет полностью удовлетворить потребности торговли и общественного питания.

По некоторым продуктам питания в РБ наблюдается значительный избыток производства. В частности, уровень самообеспечения мясом составляет 134%, молоком — 263%, яйцами — 128%, сахаром — 141%. Тем не менее, и по данным товарным позициям в РБ осуществляется импорт, обеспечивающий разнообразие товаров.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!