Виктор МАРГЕЛОВ: Если не соблюдать баланс интересов, можно просто убить экономику

29 декабря 2022

Глава Минского союза предпринимателей и работодателей Виктор МАРГЕЛОВ считает, что сдерживать цены можно развитием институтов саморегулирования бизнеса, но не запретами.

–  Насколько жесткое ценовое регулирование может изменить условия хозяйствования? Наиболее эффективное хозяйствование всех субъектов по цепочке «производитель – торговец оптовый и розничный – потребитель» возможно в случае максимального согласования интересов. Если же ущемлены интересы хотя бы одного звена, то останавливается вся цепочка. Когда мы жестко командуем: «Цены, стой!», мы полностью игнорируем систему параметров. Воздействуем не на причину, пытаемся воздействовать на следствие.

У нас в стране, скажем честно, балансом интересов, в принципе, никто не занимался. Сначала сложилась госмонополия, потом возникли неравные условия хозяйствования для частного и госсектора, потом появилась монопольная розничная торговля. А рыночная экономика предполагает баланс интересов в случае грамотно выстроенной конкурентной среды. Это возможно, когда есть необходимые институты — центры, которые следят за этой средой и регулируют ее в нужном направлении. Но у нас мало того что это не сделано, так и то, что есть, все больше сворачивается.

Опять приведем в пример пресловутых кур, целых и разделанных. Ограничения на продажу разделанных кур убили разделку в гипермаркетах, и теперь ее там делать не будут. Но ведь их разделка была дешевле, чем в хозяйствах, продающих сетям.

Вот вам и баланс интересов. Надо договариваться, но государство этим не занимается. Оно займется тогда, когда либо потребители возмутятся, что куры подорожали на 30 %, либо когда курятины вообще не станет на прилавках. И такая ситуация по многим позициям.

Возьмем овощи и фрукты. Есть сезонные колебания, влияющие на конечную цену, есть понижения и повышения температуры, которые тоже сразу же отражаются на цене. Как это государственно регулировать? Кто сейчас возьмет на реализацию дешевые помидоры, если через пару недель они объективно станут дороже: зима близко, по 60 копеек уже никак не продашь, такой и отпускной цены не будет. Но желающие позвонить в КГК точно найдутся. Ужас, подняли цену в три раза! Так за что мы боремся? За стабильно стоящие на одном уровне цены, игнорируя сезонность и другие факторы?

Очень много опасений, что сейчас принимается система без учета многогранности и сложности торгового процесса. Соответственно, в этом случае мы будем этот процесс довольно быстро убивать. И убивать свою экономику по всем цепочкам. Так давайте искать баланс интересов. Мы предложили, на нашем сайте (allminsk.biz) есть письмо о развитии институтов саморегулирования для решения вопросов ценообразования. Ну не может весь госаппарат сосредоточиться на контроле цен, а сегодня в  магазинах сверяют цены и санврачи, и работники Совбеза, и сотрудники прокуратуры, и депутаты... Ну, пожалуйста, если у нас других проблем нет, то давайте ходить так и дальше по магазинам. А если проблемы все же есть, то давайте подумаем, как сделать эту систему эффективной. Ведь нет в стране людей, которые хотят высоких цен, все хотят стабильности.

Серьезную тревогу вызывает то, что все эти новации в области регулирования цен принимаются и происходят без участия серьезных профессиональных кругов. Не решены принципиальные вопросы, зато два десятка уголовных дел открыто. И как можно работать в этой обстановке?

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!