Читают сейчас

Образование по-белорусски: какие реформы нам нужны?

19 июля 2022
Надежда ПЕТЛИЦКАЯ, «Белорусы и рынок»

Летом 2021 года в Беларуси объявили очередную перезагрузку системы образования. Недавно эту систему возглавил молодой, деятельный министр. Он ясно дал понять: преобразования продолжатся.

Грядет ли глобальная перестройка системы или все обойдется ее косметическим ремонтом? Разработаны ли схемы лечения ее хронических болячек — бюрократии, кадрового голода и оттока талантливых выпускников в зарубежные вузы?

Эти вопросы ведущие программы «Умные люди» на YouTube-канале «Белорусы и рынок» обсудили с независимым педагогом, репетитором Евгением ЛИВЯНТОМ и бывшим директором лицея БГУ Макаром ШНИПОМ.

Хотели, как лучше, а получается…

Известный педагог Евгений Ливянт отметил: пока решительных действий по перезагрузке системы образования он не заметил. Самые кардинальные изменения касаются вступительных кампаний в лицеи и вузы. Поступать в высшие учебные заведения по новым правилам абитуриенты будут в следующем году, а вот приемные экзамены в лицеи для одаренных детей уже состоялись с учетом нововведений.

Что изменилось? Раньше лицеи проводили экзамены в разное время (самый престижный, лицей БГУ — в мае), задания и тесты отличались, экзамены сдавали устно или письменно — на усмотрение учебного заведения. С этого года система приема в лицеи напоминает ЦТ. Экзамен по определенному предмету проходит летом в один день по всей стране и только письменно, а задания разрабатывает Респуб­ликанский институт контроля знаний. Тот самый РИКЗ.

Евгений Ливянт подчеркнул: в таком подходе есть рациональное зерно, но идею «не дожали»:

— Я думал, что все работы проверят в РИКЗе, а уже по итогам экзаменов ребята с высокими баллами смогут претендовать на места в лицее БГУ, другие, с более скромными результатами, пойдут в лицеи попроще.

Однако документы в лицеи подавали до начала экзаменов, не после. Работы проверяли «местные» педагоги. Не все из абитуриентов адекватно оценили уровень своих знаний, по крайней мере по математике. Перестарался и РИКЗ, включив в тесты очень сложные, олимпиадные задания. Экзамен по математике дети написали очень слабо. По информации Евгения Ливянта, исходя из первоначальных жестких критериев отбора, большинство претендентов, в лицеи не проходили.

— И РИКЗ был вынужден во второй день резко снизить требования к проверяемым работам. Это означает, что реальный уровень знаний молодых людей после 9-го класса гораздо ниже, чем представляет Министерство образования, — обобщил ситуацию педагог.

Вступительная кампания — 2023

Евгений Ливянт высказал опасение, что такие же скромные результаты на выпускных испытаниях по математике школьники покажут и в следующем году. Тем более что подход к экзаменам после 11-го класса в следующем году кардинально изменится.

Министерство образования анонсировало реформы в общих чертах. Вместо четырех государственных экзаменов у выпускников будут только два — по математике и одному из государственных языков. Эти экзамены пройдут по правилам ЦТ и будут приравниваться к ЦТ. Шансы списать или расчет на лояльность своих учителей сводится к минимуму. Устные испытания по иностранному языку и истории Беларуси останутся, но их включат в экзаменационный пакет за 9-й класс.

Макар Шнип поддержал идею объединения вступительных и выпускных экзаменов. Бывший директор лицея БГУ подчеркнул, что «это может быть эффективной системой, и это доказано на примерах систем образования других стран». Такой принцип использует Россия при проведении ЕГЭ. Однако к реализации идеи в Беларуси у педагогов пока много вопросов.

— Если в России ЕГЭ проходит после последнего звонка, то у нас испытания будут проходить в начале мая. Непонятно, как выпускники будут к ним готовиться, ведь нужна хотя бы неделя на подготовку. Забрать у одиннадцатиклассников полтора месяца учебы не самое разумное решение, — поделился сомнениями Евгений Ливянт.

Какой будет уровень сложности в экзаменационных задачах по математике? Далеко не всем абитуриентам этот предмет нужен при поступлении в вуз. В качестве удачного решения Евгений Ливянт привел российскую систему, где ЕГЭ включает две математики: базовую — для всех, и математику профильную —  для желающих поступать на технические и IТ-специальности. Этот опыт стоило бы учесть и в наших широтах. Впрочем, российская система образования по многим параметрам впереди белорусской. Не удивительно, что за отечественную систему наши абитуриенты голосуют ногами.

Российский вектор

Отъезд белорусских абитуриентов в зарубежные вузы давно носит массовый характер. Экс-директор самого престижного лицея страны привел такие цифры: в 2018 году из 260 выпускников лицея БГУ около 40 решили продолжить обучение за пределами страны. Потоки распределялись одинаково между Западом и Востоком, в основном между Польшей и Россией.

Евгений Ливянт отмечает, что в последнее время доминирует российский вектор. По его оценке, «в Польшу уезжают и будут уезжать не меньше, чем в прошлые годы, а вот поток в Россию радикально увеличился». Этому способствуют очень комфортные условия, которые создала для белорусов российская система образования.

Во-первых, результаты белорусского ЦТ приравняли к российскому ЕГЭ. Во-вторых, теперь белорусские абитуриенты могут наравне с российскими подавать документы дистанционно, без личного присутствия, зарегистрировавшись на российском государственном ресурсе «Госулуги». При этом выбор не ограничивается одним вузом. Выслать пакет документов можно сразу в несколько российских учебных заведений, в каждый — на насколько специальностей. Евгений Ливянт подсчитал, что в общей сложности одному абитуриенту доступны двадцать вариантов для поступления.

Педагог констатировал, что в конкуренции за лучшие молодые умы Беларусь явно проигрывает. Нашу организацию вступительной кампании Евгений Ливянт назвал «доисторической».

Макар Шнип добавил, что российские вузы активно практикуют проведение университетских олимпиад. Победители могут без экзаменов поступить в данный вуз. К этим испытаниям допускают и белорусских школьников, причем участвовать можно онлайн. Особо активные белорусы становятся студентами российских университетов еще до окончания учебного года.

— Не поступить в российский вуз риска практически нет. Там делают все возможное, чтобы привлечь наших абитуриентов, — считает Евгений Ливянт.

Причем речь идет о бюджетных местах, а после окончания российского вуза бюджетник не должен отрабатывать распределение.

По словам репетитора, за интеллектуальные ресурсы в мире идет глобальная борьба, но Беларусь держится от нее в стороне. Представители нашей системы образования «не то что на поле не вышли для участия в соревновании, они даже в раздевалку не зашли, чтобы переодеться».

На взгляд гостей передачи, сегодня Беларусь нуждается в такой системе образования, которая «в честной конкурентной борьбе, используя не административные, а интеллектуальные преимущества», была бы способна бороться за белорусских выпускников, чтобы при всем богатстве выбора молодые люди делали ставку именно на белорусский вуз.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!