Сергей КОРЧИЦИЙ: Есть ли место христианству в темные времена?

12 июля 2022
Сергей ЗАПРУДСКИЙ, "Белорусы и рынок"

Снова, как и в Первую, и во Вторую мировую, в обществе слышны разговоры о кризисе веры. Восемьдесят лет назад люди задавались вопросом, как быть с верой после Освенцима, сейчас — после Бучи. 

О позиции церковных иерар­хов в темные времена, моральном восприятии христианства сейчас, о его месте или отсутствии такового места корреспондент «Белорусы и рынок» побеседовал с Сергеем КОРЧИЦКИМ, кандидатом педагогических наук, автором ряда научных статей по методологии гуманитарных исследований и философии истории, а также переводов с латинского языка. Один из первых переводчиков на русский язык трудов Фомы Аквинского, в прошлом главный редактор журнала «Теократия» сомневается в богоугодности войны как таковой и рассуждает об отношении церкви к событиям нашего времени.

Апостасия

Насколько же богоугодно поддерживать войны? Очень сомнительно, что это богоугодно, ведь Иисус в Евангелии от Иоанна называет дьявола «человекоубийца от начала» (Ин. 8:44). И все, что связано с человекоубийством, это, конечно, не от Бога, а от сатаны. С другой стороны, оппоненты могут сослаться на то, что Иисус сам же и говорил: «Не мир я принес, но меч» (Матф. 10:34). То есть в учении Христа мы видим мотивы духовной битвы.

В Библии, как и во многих священных писаниях, можно найти подтверждение практически любой концепции, и в какую сторону захочешь, в такую и сдвинешь мнение своей паствы, а то и всю свою узкоконфессиональную догматику. Поэтому тут надо углубиться в евангельский контекст, в дух Евангелия, посмотреть на вещи с точки зрения жизни Иисуса и его воззрений.

Остаться христианином

Как относиться к христианству и чувствовать себя христианином, учитывая то, что события в мире явно не отдают благодатью Божией? Многие могут разочароваться в самой идее Бога, в религии. Это уже происходило в XX веке, тогда же возник экзистенциализм как реакция на абсурдность нашего бытия.

Конечно, воззрения Камю и Сартра имеют свои серьезные основания. Но, с другой стороны, если ощущать дух христианства, то можно взглянуть на реальность под другим углом, и все будет выглядеть иначе. Именно в такие времена проступает сам рельеф бытия, ощущение которого большинство людей полностью утратили.

И мир всегда был таким. Иисус говорит о мире: «Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин. 7:7). А кто-то ожидал легкой прогулки в этой «долине смертной тени»? В мире господствуют стихийные силы архонтов, злых духов и главного архонта, которого Библия называет дьяволом. В конце ХХ века европейцы привыкли жить в некоей матрице, прямо как у Христа за пазухой: ничего не видим, ничего не слышим, пришли в мир получить свою дозу наслаждения — такая увеселительная прогулка по жизни. Но это противоречит природе данного мира, о которой говорит Иисус.

То, что сейчас происходит, апокалиптично и вполне вписывается в библейские представления о всемирной истории. Ведь многие раввины считают, что именно сейчас сбываются пророчества Книги Даниэля (пророка Даниила), то есть это последние времена. Не в том смысле, в котором понимает это широкая общественность, что конец света — это небо и земля прей­дут, закончатся — и на этом всё. Нет, это просто конец старого и начало совершенно нового периода в развитии человечества. Об этом и говорит книга Даниила, мало того — там указаны конкретные сроки. Это единственная книга, где содержатся очень точные и долговременные пророчества. Только годы он называет днями (день это и есть «пророческий» год) и ведет отсчет не от Рождества Христова, как мы привыкли.

В стихе о приходе мессии примерно точно предсказаны сроки начала земной проповеди Иисуса (Даниил 9:25). Указано и на первую половину XXI века (Даниил 12:11-12) как на время, когда будут происходить необратимые события, и они уже начались. Первые всадники Апокалипсиса — пандемия, а затем война — уже примчались к нам. Проступил рельеф бытия, который даже в страшном сне многим не мог привидеться, — именно то, что написано в Откровении Иоанна и у Даниила. Именно то, о чем говорил Христос: о злой природе этого мира, о его фатальной испорченности, но в этом же заключается и надежда христиан, что силы зла будут преодолены. Ведь дьявол - это не только «царь мира сего», но еще, по словам апостола Павла, и «Бог века сего» (2Кор. 4:4), то есть его власть ограничена не только конкретным местом (материальной вселенной), но и конкретным временем. И время его на исходе. Поэтому, мне кажется, люди, следующие за Христом, сейчас должны, наоборот, укрепиться в вере.

Выбор дороги

Да и в этой, никейской по сути, церкви со всеми ее недостатками все-таки достаточно людей с духовным видением. Например, бывший дьякон Кураев однозначно сейчас высказывается, некоторые главы поместных православных церквей Московского патриархата, рядовые священники в своих проповедях, пусть и в самых малых приходах. Ничего странного в этом нет, ведь там, как и в любой светской организации, кто-то «за», а кто-то «против». Да, при желании в Библии можно найти подтверждение почти любому своему капризу. Но Библия это не совсем источник готовых ответов на все случаи жизни, а скорее способ духовного роста, она учит человека рассуждать. Библия — это такой акселератор сознания. А еще ясный глаз не может не заметить там чертежа будущего мира — мира без зла, насилия, злоупотребления властей предержащих, и в конечном итоге — без смерти. Учение Христа вообще не о догматике, не о религиях и деноминациях, вообще не об этом. Главное, уловить его дух. И вот одни дух улавливают, а другие нет. Есть конкретная заповедь: «Хочешь пойти за Мной — возьми крест свой» (Матф. 16:24). Вот кто-то несет этот крест, жертвуя своим благополучием, а порой и жизнью ради общего блага, ради прогресса всего человечества, а кто-то едет на «мерседесе» прямо в ад…

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!