Приостановка представительства в Болонском процессе не значит исключение

29 июня 2022
Ольга ШАВЕЛА, «Белорусы и рынок»
Павел ТЕРЕШ­КОВИЧ

Белорусские и российские вузы исключили из Болонского процесса. Об этом рассказал замминистра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев. Что данный шаг означает для белорусских вузов и есть ли альтернативы?

За разъяснением газета «Белорусы и рынок» обратилась к члену общественного Болонского комитета, экс-председателю сената ЕГУ профессору Павлу ТЕРЕШ­КОВИЧУ.

— В Болонском процессе не предусмотрена процедура исключения. Подобное решение может быть рассмотрено на конференции министров образования государств, входящих в европейское пространство высшего образования. Но она состоится только в 2024 году. Есть информация, что приостановлено представительство Беларуси в Болонском процессе, но это не значит исключение. Другое дело, что российские политики ставят вопрос иначе: они хотят, чтобы Россия вышла из Болонского процесса. И, возможно, это будет сигналом для белорусских властей предпринять такой же шаг.

Болонский процесс — создание единых стандартов качества высшего образования на европейском пространстве. Беларусь подключилась к нему в 2015 году. С тех пор болонские инструменты с разной степенью успешности были внедрены в белорусские вузы. В частности, появилась двухступенчатая система высшего образования — бакалавриат и магистратура, общие критерии оценки результатов обучения студентов и многое другое. Сейчас разворот данной системы вспять потребует не меньших усилий, чем было потрачено на ее реформирование.

При этом нужно сказать, что по большинству пунктов Беларусь не выполнила взятые на себя обязательства.

Можно ли заменить Болонский процесс разворотом в сторону Китая или возрождением советской системы высшего образования, как предлагают некоторые политики? Теоретически, конечно, можно. Но в Китае уже поняли, что университеты — это локомотивы экономического развития, особенно если в них сконцентрированы научные исследования. Поэтому, как бы неприятно это ни было китайскому руководству, но институциональная свобода в китайских университетах на порядки выше, чем в белорусских. В них работает много западных преподавателей, поэтому лучшие китайские университеты входят в первую сотню лучших университетов мира, а белорусских там нет и близко.

Можно восстановить и советскую систему образования, но она рассчитана на общество, которое существовало 60 лет назад. Советские университеты соответствовали индустриальной эпохе. Они готовили людей для командных функций на производстве и в обществе. Постиндустриальная экономика, в которой мы живем, требует креативности, творчества и свободы.

Но если очень нравится советская система высшего образования, то давайте начнем хотя бы с уважения и зарплат доцентов и профессоров. В 80-е годы в СССР зарплата доцента почти в два раза превышала среднюю зарплату по стране, зарплата профессора — в три раза. Сейчас их зарплаты не дотягивают до среднего уровня. Да что там СССР — зарплата молодого преподавателя вуза Беларуси в два раза ниже, чем у его коллеги в Эфиопии!

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!