Как Россия «объезжает» транспортную блокаду

28 июня 2022

Несмотря на санкционную войну и транспортную блокаду, российский бизнес нашел способ обойти ограничения.

Страны Евросоюза были главными торговыми партнерами России — на них приходилось более трети торгового оборота.

Первой жертвой ограничений стала авиация — в конце февраля ЕС полностью закрыл небо для российских самолетов. Параллельно развивалась морская блокада со стороны европейских портов и контейнерных операторов. Под частичный запрет попали ЖД-перевозки. Отдельный удар пришелся по автотранспорту — наиболее популярному способу доставки грузов из Европы. Фурам с российскими номерами закрыли въезд на территорию ЕС, пишет forbes.

"Творческий" подход

Российский бизнес быстро адаптировался. Часть перевозчиков перерегистрироала свои фуры в Казахстане. Большинство же перестроили логистику через соседние страны — тот же Казахстан, Турцию, ОАЭ, Грузию и Армению.

Для минимизации издержек, используются схемы косвенного реэкспорта. Они позволяют везти европейский товар напрямую в Россию без завоза в третью страну. Конструкция выглядит так: европейский поставщик заключает контракт на поставку товара с компанией-посредником из страны, дружественной для России. При этом сам груз сразу отправляется в сторону России. По дороге фура с товаром заезжает на таможенный склад, расположенный, как правило, в одной из прибалтийских стран. В этот момент первый контракт заменяется новым — между компанией-посредником и конечным покупателем из России. После этого фура с «перепроданным» грузом и новым пакетом документов пересекает границу ЕС и заезжает в Россию.

Европейский товар может быть «перепродан» в Россию и без заезда на склад прямо во время движения фуры. Такую разновидность «косвенного реэкспорта» называют «перепродажей в пути». 

Есть и другая вариация — «ложный транзит». В этом случае грузовик с товаром пересекает границу с ЕС с первичным пакетом документов. Но водитель прокладывает свой маршрут в третью страну так, чтобы он пролегал через Россию. После пересечения российской границы автомобиль заезжает на местный таможенный склад, где происходит «перепродажа российскому получателю». После этого груз уже не покидает территорию России.

Непредсказуемая надежность

Схемы косвенного реэкспорта вызывают недоверие и у некоторых стран-посредников. Из-за боязни вторичных санкций они все чаще требуют, чтобы товар, предназначенный для России, физически пересекал их границу и проходил таможенное оформление.

Транспортные компании-посредники претендуют на 5-10% от суммы контракта. А если сделка касается дефицитных категорий товаров, то они могут в два раза увеличивать ценник на свои услуги. Чтобы исключить «ненасытных» контрагентов из цепочек, российские логисты стали открывать за рубежом свои компании. Но и с этим возникли сложности.

Например,  в Казахстане открытие компании растягивается на полтора месяца вместо двух недель. А счета в банке, которые должны были открыться за два дня, не открылись за две недели. Грузия не пропускает санкционный товар даже транзитом, разворачивает.

Переориентация на Восток, как считают специалисты, не выход. Ведь не для каждого европейского товара реально найти аналог в Азии. Особенно если речь идет о высокотехнологичной продукции и предметах роскоши. Так что потребность в поставках из ЕС остается. Однако «объехать» транспортную блокаду с минимальными издержками у России не получается.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!