Что может помочь смягчить влияние санкций?

22 июня 2022

Ответить на этот вопрос попытались авторы статьи «Экономическая безопасность и устойчивое развитие государства в условиях санкций. Что может помочь?» в журнале Национального банка Беларуси. 

Экономика Республики Беларусь функционирует в условиях западных санкций с конца 1990-х гг. Однако принятые западными странами в отношении Беларуси новые пакеты экономических санкций в 2022 году являются беспрецедентными по своей жесткости, считают специалисты. 

Запас международных резервных активов Республики Беларусь остается ограниченным (2,0 месяца импорта на конец апреля 2022 г.), а предстоящие в среднесрочном периоде выплаты по государственному долгу становятся более напряженными в условиях сужения доступности внешнего финансирования, возросших рисков валютных поступлений в бюджет из-за вероятного снижения экспорта и сохраняющихся высоких девальвационных ожиданий. На возросшие риски для макрофинансовой стабильности указывают и действия ведущих международных рейтинговых агентств (S&P, Fitch и Moody’s), которые отреагировали внеочередным понижением суверенных кредитных рейтингов Беларуси до уровней, относящихся к категории рейтингов с высокой вероятностью дефолта. В обстоятельствах серьезных ограничений по внешней торговле, расчетам и внешнему финансированию многие эксперты предрекают глубокую рецессию в Беларуси в 2022 г., в частности МВФ прогнозирует снижение ВВП на 6,4% и инфляцию на уровне 12,6%.

                    

Согласно результатам исследований, главным драйвером роста белорусской экономики для сокращения разрыва производительности труда может выступать только повышение этого показателя за счет наращивания эффективности использования факторов производства. 

По мнению авторов статьи, пространство для экономической политики в условиях высоких инфляционных и девальвационных ожиданий ограничено: принятие экспансионистских компенсационных мер политики чревато серьезными рисками макрофинансовой нестабильности и экономической деградации страны. Ситуация осложнена тем, что санкции и связь Беларуси с Россией создавали неблагоприятный фон для экономической активности, обусловили отток рабочей силы из страны (например, ИТ-специалистов). Ограничение доступа к импорту высокотехнологической продукции повышает угрозу технологического регресса страны. Чтобы минимизировать данные риски и угрозы, необходим поиск дополнительных путей наращивания экономического потенциала, обеспечения национальной безопасности в экономической сфере и способности к оперативному переформатированию экономики для быстрой и своевременной реакции на меняющиеся глобальные условия ее функционирования.

Авторы статьи прибегли к обзору зарубежных эмпирических исследований, который показал, что «наличие развитого финансового сектора, основанного на глубоком фондовом рынке (прежде всего рынке акций), рыночных институтов и сильного частного сектора помогает стране, находящейся под действием международных санкций, снижать вероятность макрофинансовой нестабильности, технологического регресса и ухудшения качества жизни граждан».

Рыночное положение части производителей улучшается, потому что некоторые конкуренты уходят с рынка, иностранные компании покидают подсанкционную страну, создавая пространство для оставшихся производителей. Кроме того, из-за сокращения рабочих мест в государственном секторе в условиях кризиса все больше молодежи и женщин обращаются к предпринимательству. 

Санкции также повышают стоимость финансовых услуг, увеличивают издержки и сроки трансграничных денежных переводов и банковских операций. В то же время исследования показывают, что развитие, основанное на рынке акций, дает более сильный положительный эффект экономического роста, чем банковский кредит. А развитый финансовый сектор способствует более эффективному распределению ресурсов, уменьшению риск-премий и росту организованных сбережений, что ведет к снижению естественной процентной ставки. 

Чем выше качество рыночных институтов, тем лучше экономика может справляться с внешними санкциями, которые вызывают искажение стимулов как для производителей, так и для потребителей и тем самым обусловливают снижение эффективности распределения ресурсов в экономике, утверждают экономисты. Крепкие рыночные институты также помогают странам, находящимся под санкциями, поддерживать деловую активность благодаря обеспечению стабильной политической среды и правопорядка. Важно понимать, что частный сектор состоит из организаций с частной формой собственности и отдельных лиц и домохозяйств, действующих как частные экономические субъекты, продавая свой труд, потребляя товары и услуги, осуществляя сбережения и инвестиции. Поэтому, заключают авторы, крайне важно обеспечить продуктивное взаимодействие государства с частным сектором для минимизации негативных эффектов экономических санкций.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!