Экспортный продовольственный потенциал России достаточно велик, однако страна не в полной мере реализует стратегию наращивания поставок за рубеж по ряду товаров. Кроме того, расширению экспорта мешают санкции и логистические трудности.
Помимо зерна – а Россия является мировым лидером по его экспорту – РФ экспортирует немало других продуктов. Так, в сегменте круп страна может обеспечить мир гречкой, перловкой и полбой. Но эти крупы остаются практически невостребованными на мировом уровне, их употребляют в основном на постсоветском пространстве.
Кроме того, РФ лидирует и по экспорту зернобобовых, отметил профессор базовой кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Ибрагим Рамазанов.
По его словам, Россия вплотную подошла к реализации масштабных программ по экспорту мяса птицы и свинины, обладает большим потенциалом по развитию овощеводства. Также РФ продает за рубеж молоко и отдельные виды молочной продукции.
У России имеется немалый потенциал по наращиванию улова и экспорта рыбы и нерыбных водных продуктов. Однако, являясь ведущей морской державой и обладая огромными водными биоресурсами, Россия по улову и экспорту рыбы и нерыбных водных продуктов занимает лишь 9-е место в мире.
Еще одна статья экспорта, которая может значительно расшириться – сахар. По словам Рамазанова, сейчас в России производится намного больше сахара, чем необходимо для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.
«Такая же ситуация характерна для производства подсолнечника и других масличных семян, картофеля, капусты белокочанной, моркови и других корнеплодов», — подчеркнул эксперт.
За последние годы существенно возрос экспорт семян подсолнечник, рапса, гречихи и сои. Особым спросом пользуется подсолнечное масло, пояснил доцент программы «Международная экономическая безопасность» Института мировой экономики и бизнеса РУДН Хаджимурад Белхароев.
«Хорошо продаются кондитерские изделия, произведенные в России, особенно в странах СНГ, в общей доле экспорта они составляет порядка 5%», — отметил эксперт.
Существенно возрос, по его словам, экспорт слабоалкогольной продукции — особенно на рынок Китая. Традиционно во всем мире пользуется успехом русская водка, которая сама по себе уже является брендом.
Не стоит забывать и тот факт, что Россия занимает первое место в мире по экспорту ресурсов. «В число ресурсов входят не только газ, нефть и уголь, но, в частности, аммиачные и калийные удобрения», — пояснил агентству «ПРАЙМ» директор департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артём Лютик.
Без них сельское хозяйство в большинстве регионов мира окажется куда более убыточным. Цены на удобрения на ряде рынков уже выросли в 2-3 раза, и это оборачивается сокращением урожайности.
Экспортный потенциал РФ гораздо шире, в том числе, это касается продовольствия. Но не всегда удается реализовать курс по расширению экспорта, особенно учитывая новые реалии.
Санкции, транспортные ограничения и нарушение устоявшейся логистики во многом мешают продвижению российской продукции на рынки ряда государств.