Как заработает «двигатель торговли» с новой присадкой?

13 мая 2022
Марта БУБЛИК, "Белорусы и рынок"

Рекламодателей «попросили» поддержать госСМИ.  Мартовским указом «О развитии средств массовой информации» вводится новый сбор — за размещение (распространение) рекламы.

Какие эмоции у рекламодателей вызвало данное нововведение и какова вообще ситуация на рекламном рынке в связи с войной в Украине? Газета «Белорусы и рынок» узнала у самих участников рынка.

О «рекламном сборе»

Указом устанавливается сбор в размере 10 % при размещении наружной рекламы и рекламы на транспорте, в иных случаях — 20 % от стоимости услуг по распространению рекламы. Сбор будет уплачиваться рекламодателями и направляться на поддержку государственных средств массовой информации.

Плательщиками сбора признаются рекламодатели, являющиеся белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Не являются плательщиками сбора организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 %, а также исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний МВД.

Первый расчет сбора за II квартал 2022 года рекламодатели должны предоставить не позднее 20 июля, а уплатить не позднее 22 июля 2022 года.

Валерий БОДНАРЬ, исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций:

— Рекламный рынок Беларуси переживает не самые лучшие времена. К сожалению, прослеживается тенденция к его сокращению: после существенного подъема в 2019 году его объем составил почти 226 млн рублей (108 млн долларов), в 2020 году — 216 млн рублей (89 млн долларов). Сейчас эксперты Ассоциации рекламных организаций подводят итоги 2021 года и в ближайшее время оценят объем рынка прошедшего года.

Пока гарантированно можно сказать, что объем закупок на телевидении рейтингов рекламными агентствами, входящими в топ-20, меньше, чем в 2020 и 2019 годах.

Не вызвал положительных эмоций у рекламной индустрии и факт выхода в свет Указа президента № 131 от 31 марта 2022 года «О развитии средств массовой информации». Введение сбора за размещение рекламы росту рынка способствовать не будет и не решит проблемы государственных СМИ. В указе есть нормы, которые требуют разъяснения со стороны Министерства анти­монопольного регулирования и торговли, Министерства информации, других госорганов. Соответствующие запросы Ассоциация рекламных организаций готовит совместно с другими индустриальными объединениями.

Анна ШУТОВА, руководитель проекта marketing.by:

— Думаю, что такого кризиса, который сложился в связи с военными действиями в Украине, наши закаленные рекламисты и маркетологи, пожалуй, еще не переживали. Хотя повидали они на своем веку много и, казалось бы, должны быть готовы к какой угодно турбулентности.

Самое досадное, что в начале этого года, январе—феврале рынок рекламы стал понемногу оживать. Знаю из бесед с маркетологами крупных компаний, что планировались интересные активности, были надежды на запуски новых продуктов и услуг, новые мероприятия на фоне долгожданного снижения ковидных рисков.Пошел всплеск проектов у локальных блогеров/инфлюенсеров. И буквально как только рынок поднял голову, его накрыло.

Что могли сделать бренды в такой ситуации? Взять паузу, чтобы не сохранить лицо и не фигурировать на фоне шоковой повестки. Прежде всего так поступили крупные компании, у которых такие стратегии в кризисных ситуациях четко прописаны. Средние и малые бизнесы, особенно те, у которых начинается высокий сезон, продолжали запускать рекламу в диджитал, потому что им выжить труднее. 

Что это означало для рекламной отрасли? Это и падение объемов размещения на целом ряде каналов, основные из которых — ТВ, онлайн, наружка. Как сообщили представители «Белвнешрекламы», падение объемов в наружной рекламе достигло 50 %. Это и урезание маркетинговых бюджетов у брендов, особенно тех, например, чья выручка упала или которые остаются без многолетней поддержки западных инвесторов. Это и отмена или перенос на неопределенный срок ранее запланированных активностей. 

Все это значит, что рекламные агентства прямо сейчас недополучают прибыль и оказываются на грани выживания. По оценкам руководителей компаний рекламного сектора, их работа сильно зависит от портфеля клиентов и их дальнейшего поведения и вообще работы на белорусском рынке, а также от того, на какие рынки ориентировалось само агентство, потому что ряд наших рекламистов работали на рынки Украины и России и в итоге потеряли возможность зарабатывать в этих странах. А те, кто ориентирован на рынки Центральной и Западной Европы, сейчас иногда попадают в ситуации болезненных имиджевых рисков по стране происхождения.

В апреле ряд компаний уже планировали начинать маркетинговую активность, ведь стартует традиционный дачный сезон, выезды на природу, Пасха. Но в конце марта отрасль получила указ президента, которым с 1 мая вводится сбор на развитие национального контента, потенциально повышающий стоимость размещения рекламы в самых популярных каналах от 10 до 20 %. В связи с введением нового сбора в компаниях снова пересматриваются маркетинговые бюджеты, идет поиск решений и оптимальных сплитов.

Кстати, 4 апреля анонсировано снижение цен на размещение рекламы на белорусском телевидении — от 20 до 30 % с апреля по май для компенсации затрат рекламодателей с учетом сбора. Возможно, учитывая этот фактор, такие подходы будут искать и другие медиаканалы, чтобы сохранить привлекательность для брендов. Ведь отрасль понимает: мы все в одной лодке.

Надеемся, что в 2022 году мы все вместе справимся с экономическими проблемами. Команда издания «Белорусы и рынок» и сайта belmarket.by готова предоставить дополнительные скидки для всех рекламодателей, с которыми будут заключены договоры после вступления в силу указа № 131.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!