Что сейчас с белорусским экспортом?

10 мая 2022

Белорусские предприятия пытаются найти альтернативные каналы поставок продукции и рынки сбыта.

По словам чиновников, Белорусский металлургический завод сейчас работает в целом устойчиво, в том числе «благодаря оказанной в прошлом году существенной поддержке государства». Правда, санкционный пресс на БМЗ достаточно серьезный.

Поиск новых покупателей был начат в марте сразу после решения об эмбарго на белорусскую металлопродукцию со стороны Евросоюза. В один момент провести диверсификацию оказалось сложно, поскольку европейский рынок был высокомаржинальным для БМЗ.

Жлобинский завод планирует завершить переориентацию части поставок к маю-июню. Это позволит предприятию полностью загрузить производства арматуры, катанки и конструкционного проката, сообщил гендиректор БМЗ Дмитрий Корчик. По его словам, ряд контрактов уже заключены, идут пробные поставки в Россию и другие страны СНГ, ведется продвижение продукции на рынки страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Параллельно на БМЗ занимаются поиском рынков сбыта и других высокомаржинальных продуктов – труб и  металлокорда. Предстоит серьезная работа, потому что требования потребителей очень высокие.

Белорусским аграриям спутало планы закрытие доступа в порт Одессы. Через эту гавань импортировалось сырье и комплектующие в Беларусь, а белорусская мясо-молочная продукция отгружалась в Китай. Министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Игорь Брыло заверил, что вопреки всему нашли самый короткий путь поставок, и сейчас проблем с логистикой у белорусских предприятий нет. Частично продукция поступает через Новороссийск, Санкт-Петербург, но основные доли поставок в третьи страны, и больше всего в Китай, идут через Владивосток. Железнодорожный путь занимает порядка недели, потом происходит перегрузка в порту, через пять-шесть дней — продукция в КНР.

Еще один крупный экспортер «Беларуськалий», потеряв выходы к портам Литвы и Украины, также вынужден перестраивать логистику. В частности, с декабря 2021 года ведется работа по отправке калийных удобрений контейнерными поездами в Китай. Для этих целей «Беларуськалий» увеличил мощности по фасовке удобрений в биг-бэги вместимостью 500 и 1000 кг. Другое дело, что железнодорожные поставки традиционно дороже морских. Но, как полагают эксперты, высокие цены на калий на мировых рынках пока позволяют нести дополнительные издержки. Сейчас также прорабатываются варианты транспортировки удобрений в контейнерах в Индию через порт Астрахани и МТК «Север-Юг» (по территории России и Ирана). Пока же индийские компании были вынуждены искать замену белорусским удобрениям в Канаде, а также Израиле и Иордании.

По оценке компании Nutrien, из-за санкций экспорт калия из Беларуси и России в первом квартале сократился на 20% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!