Дмитрий Крук: экономика пока находится в «зависшем» состоянии

10 мая 2022

Пока ожидаемые последствия войны не настолько велики в Беларуси, как это можно было ожидать изначально. Однако транспортные, логистические барьеры и сбой производственных цепочек генерируют так называемый шок предложения.

Это подтвердил опрос бизнеса, который был на днях презентован BEROC.

По словам старшего научного сотрудника Дмитрия Крука, большинство экономических кризисов, которые происходили в истории Беларуси и всего мира, это кризисы, связанные со спросом. С изменением поведения потребителей фирм как агентов инвестиционного спроса. А вот когда какие-то шоки затрагивают поведение фирм как производителей, последствия таких кризисов всегда более масштабны.

"Главное, чем отличен сегодняшний момент – имеет место серьезное комбинированное воздействие не только на спрос, но и на предложение. И как мы говорим в сообществе экономистов второй месяц, этот кризис чреват очень глубоким падением. И именно эти механизмы – транспортные, логистические, устойчивость производственных цепочек, - они крайне важны с точки зрения последствий. Насколько глубоко они будут поражены, обуславливает глубину шока и предложения. А это, в свою очередь, влияет на последствия", - пояснил Дмитрий Крук.

Пока ситуация лучше, нежели были изначальные ожидания. Представители бизнеса сообщают о том, что им удалось адаптироваться к вызовам, по крайней мере, на короткий период. Шок предложения пока существует в замороженном состоянии. Идет период адаптации.

Как отмечает специалист, самым плохим и угрожающим сценарием является вариант, при котором все логистические и транспортные проблемы будут идти только по нарастающей. Если удары будут продолжаться и противоядие не будет найдено, то потенциальное дно – это около 20% ВВП с сопровождаемым полномасштабным финансовым кризисом. Падение в бездну пока приторможено и не факт, что мы в нее упадем.Просто падение может быть ощутимо меньшим и растянутым во времени.

Вне зависимости от глубины падения, инфляция будет высокая, по крайней мере, ближайший год. Речь идет об инфляции, как минимум, в районе 20%. И возможность купировать транспортно-логистические проблемы уже сейчас переходит в цены, считает Дмитрий Крук.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"

Читайте нас в:

Подпишитесь на нашу газету

Только топовые новости у вас под рукой! Подписаться

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!