Как события в Украине отразятся на мировой экономике?

08 мая 2022

Масштабы разрушений в Украине и санкции, введенные в отношении РФ, являются беспрецедентными для современной Европы. В первую очередь конфликт сказывается на таких странах, как Украина, Россия и Беларусь, но затрагивает и глобальную экономику в целом.

О том, как в условиях турбулентности будет развиваться мировая экономика, рассказал экономист Дмитрий Крук.

Эксперт отмечает, что по итогам 2021 года в глобальной мировой экономике произошел «период отскока». Это случилось после продолжающейся пандемии коронавируса. Речь идет о рекордном со Второй мировой войны проседании выпуска у подавляющего количества стран. Затем, в 2021 году, у них начался период восстановления.

«С точки зрения динамики момент в экономике до начала февральских событий в Украине был неплохой. Когда темп роста экономической активности высокий, фирмы и потребители чувствуют себя достаточно хорошо. Все продается, доходы растут. Но при этом нужно понимать, что большинство стран за счет бурного роста лишь отыграли потери, связанные с пандемией. Если мы посмотрим на горизонт развития экономики двух-трех лет, окажется, что она просто чуть-чуть приподнялась над предковидным уровнем», — отмечает Крук.

Однако, по мнению эксперта, есть и другая сторона медали, и она остается актуальной.

«В 2021 году глобальная экономика вышла на рекордные уровни инфляции, особенно в развивающихся странах. Почему темп роста цен достиг 40-летних максимумов? Во-первых, из-за очень активного стимулирования со стороны правительств и центральных банков во время пандемии. Долгий период в 2020-2021 годах они концентрировались на проблеме доходов и благосостояния, а угрозу инфляции недооценивали.

Во-вторых, на фоне пандемии происходили многочисленные разрывы производственных и логистических цепочек. Именно эта очень важная характеристика продолжает находиться в основе глобального ускорения инфляции», — поясняет экономист.

Дмитрий Крук отмечает, что начало 2022 года и его инерция были естественным продолжением этих трендов:

«Рост постепенно ослабевал, поскольку исчезал восстановительный эффект, а инфляция продолжала разгоняться. После 24 февраля эти тренды лишь усилились. Но качественно пока этот сценарий продолжает оставаться актуальным. Большинство прогнозов предполагают, что мировой рост в этом году будет чуть выше нормы последних 10 лет, но существенно ниже, чем в 2021 году. Речь идет о 3,6% в 2022 году на фоне 6,1% предыдущего периода. Что касается инфляции, она уже практически всеми рассматривается как ключевая проблема для всего мира».

По мнению экономиста, до 24 февраля главный вопрос 2022 года звучал следующим образом: какую политику нужно выработать, если по прогнозам экономический рост должен был затухать, а высокая инфляция — набирать обороты и дальше?

«Какой баланс нужно найти в экономической политике, чтобы поддержать хрупкий рост выпуска и доходов и не дать разгореться инфляции, большой вопрос. Боевые действия существенно ухудшают данную диспозицию. Инфляция становится еще большей угрозой — прежде всего через продовольственную и энергетическую компоненту.

Конфликт в Украине оказывает такое влияние на весь мир, поскольку и Россия, и Украина — важные по мировым меркам экспортеры продовольствия. Пока непонятно, в какой мере будет подорван их экспорт, но сама эта угроза уже ведет к быстрому повышению цен на продовольствие. Цены на энергоносители тоже взлетели вверх из-за военных действий. Отчасти это происходит из-за попытки сдерживания России через отказ от ее энергоносителей, отчасти — из-за политики других нефтедобывающих стран», — отмечает Дмитрий Крук.

При этом, по мнению эксперта, для мира еще есть хорошие новости: от 2022 года можно по-прежнему ждать роста экономики. Крук добавляет, что импульс заданного восстановительного роста пока еще достаточно силен. О том, что в 2022 году военные действия в принципе подорвут его перспективы, речи пока не идет. Однако на стыке нынешнего и следующего годов, ослабляющийся рост и инфляция имеют все шансы перерасти в стагфляцию. Это значит, мир может ожидать ситуации, в которой депрессивное состояние экономики будет сочетаться с ростом цен.

«Об этом сейчас все больше говорят экономисты. При этом в развитых странах допустима вероятность следующей ситуации: рост сойдет на нет и к началу 2023 окажется возле нуля. Инфляция к этому времени станет высокой, ей сложно будет что-то противопоставить. Сценарий такой угрозы к концу 2022 — началу 2023 годов видится вполне реальным», — говорит Дмитрий Крук.

Он добавляет, что в последние месяцы экономисты начали говорить и о вероятности глобальной рецессии в экономике на горизонте в 1-2 года.

«Сбрасывать ее со счетов нельзя. Восстановительная инерция пока еще сильна, но если негативные последствия военного конфликта в виде инфляции будут нарастать, а с ней придется бороться ужесточением монетарной политики, это способно подорвать перспективы роста. Если углубляться отдельно в каждый регион, окажется, что в дополнение ко всему там есть и свои особенности.

Что касается нашего региона, Восточной Европы, он является очагом военных действий. Поэтому на фоне других территорий оценки текущей ситуации и перспектив, вероятно, самые удручающие. Если сузить анализ до нескольких стран — Беларуси, России, Украины, то, думаю, именно они будут в наибольшей мере затронуты последствиями конфликта», — заключает эксперт.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!