Эксперты: Для белоруса кризис не проблема, а вызов

06 мая 2022

Бизнес адаптировался, экономический кризис пока откладывается. В рамках проекта «Банк идей» экономист Дмитрий КРУК и бизнесмен Александр КНЫРОВИЧ обсудили влияние войны в Украине на экономику и бизнес Беларуси, поделились прогнозами будущего.

Газета «Белорусы и рынок» подслушала дискуссию и делится с читателями некоторыми мыслями выступавших участников.

Март для предпринимателей и экономики в целом стал шоком. Никто не понимал, что будет происходить дальше. Курсы валют резко изменились, транспорт и логистику лихорадило, было непонятно, как сработают санкции. Однако в апреле - начале мая картина оказалась не такой уж и страшной.

— Пока мы видим, что ситуация лучше, по сравнению с изначальными ожиданиями. Представители бизнеса говорят, что смогли адаптироваться, по крайней мере на короткий период, к вызовам в области транспорта и логистики, проблемам с платежами. Идет период адаптации, попытка нащупать возможную глубину кризиса, соответственно решения, с ним связанные, пока откладываются. Пока экономика находится в зависшем состоянии, и ее дальнейшая колея еще не ясна, — сказал Дмитрий Крук.

— Предприниматель, как таракан, выживет и после ядерного взрыва. Особенно белорусский бизнесмен, потому что условия в Беларуси никогда не были комфортными для предпринимательства, — продолжил Александр Кнырович. — В апреле некоторые небольшие предприниматели увидели, что ничего страшного не произошло. Была у них упаковка с Украины, теперь, пусть и дороже, но с Турции. Благодаря коллегам из Грузии и других стран были решены проблемы с платежами, пусть они и стали дороже. Валюта доступна в объеме,  необходимом предпринимателям. Возможно, с валютой стало полегче, поскольку спрос на импорт ужался во всех сегментах —  как потребительском, так и предпринимательском.

Радоваться рано

—Пока ситуация не воспринимается, как ужас, и есть предвкушение, что должно отпустить. Однако ощущение приемлемости ситуации может оказаться ложным, — считает Дмитрий Крук.

Он обозначил несколько факторов, которые в ближайшие месяцы могут крайне негативно сказаться на экономике Беларуси.

— Большинство экономических кризисов, происходивших ранее,  были связаны со стороной спроса. Когда же шоки затрагивают поведение фирм, как производителей, последствия таких кризисов всегда более масштабны. Классический пример:  кризис середины 70-ых в развитых странах, который повлек за собой длительный спад. Текущий момент отличается тем, что имеет место очень серьезное комбинированное воздействие не только на спрос, но и на предложение. В сообществе экономистов мы говорим о том, что такая ситуация может закончиться глубоким падением.

Финансовая подушка, накопленная за период « внешнеторгового чуда» 2021 года пока сдерживает наступление кризиса, вопрос лишь, как надолго ее хватит.

— Если экспортный шок будет длительным (больше двух месяцев), то проблемы начнут разрастаться. У нас нет достоверной информации, что сейчас происходит с калием и нефтепродуктами, статистика закрыта. Судя по заявлениям чиновников, как минимум, произошел спад производства и экспорта. Если такая ситуация заморозится более чем  на три месяца, и правительство не найдет способы переориентировать экспорт на другие рынки, не найдет новые логистические цепочки, то само по себе простаивание экспорта калия и нефтепродуктов станет сильным ударом для экономики, даже без каких-либо новых событий. Другие госпредприятия также держаться лишь за счет накопленного буфера, — обратил внимание Дмитрий Крук.

Опасным фактором он считает и спад в России, ведь во внешней торговле наша страна сильно зависит от соседки. И в последние годы эта зависимость только усилилась.

—Поэтому ситуация может быть в стиле штиля, а потом неожиданно сменится очень резкой бурей. Катализатором может стать шок предложения, спад в России, интенсификация финансового кризиса, новые санкции или переход глобальной экономики в рецессию, — резюмировал Дмитрий Крук.

—Если мы говорим про средний бизнес, со складами, производствами, сотнями рабочих, то у них падение и перспектива ужасающи. Тема про инвестиции вообще закрыта. Люди размышляют, не перенести ли им простаивающее оборудование в Литву или Польшу. Ожидания бизнеса относительно того, что может произойдет в ближайшие 3-4 месяца, крайне пессимистичные, — рассказал Александр Кнырович.

Оба спикера отметили, что вне зависимости от глубины падения, инфляция и рост цен будут устойчивым спутником, как минимум на ближайший год. Найденные бизнесом обходные платежные и логистические пути сказались и будут сказываться на цене товаров. На рост цен влияют и опасения бизнеса относительно финансового будущего.

90-ых не будет

Самым плохим сценарием Дмитрий Крук считает падение роста ВВП Беларуси на 20% вместе с полноценным финансовым кризисом. Но и в этом сценарии возврата в 90-е не произойдет.

— Даже у белорусской молодежи почему -то велика травма 90-ых, и любое выражение «экономический кризис» всегда ассоциируется с пустыми полками и голодом. Такого не будет. Даже при катастрофическом сценарии сложно допустить, что в европейской стране может случиться голод. Чтобы запустить Венесуэлу в Европе, нужно очень постараться. Поэтому про возвращение в 90-ые сейчас речи не идет. В худшем сценарии по уровню доходов людей и экономическим показателям Беларусь вернется в 2007 год. Но абсолютно не факт, что страна попадет в эту бездну. Падение может быть меньшим и растянутым во времени, — считает Дмитрий Крук.

Как и после развала Советского Союза облегчать жизнь людей будут предприниматели, уверен Александр Кнырович.

— То, что тогда  не могло делать государство, делали люди с клетчатыми сумками. Думаю, и сейчас предприниматели будут купировать наиболее острые  микропроблемы. Экономике было бы легче, если бы на фоне ограничений и сжимающегося рынка государство освобождало предпринимателей от дополнительной нагрузки.

Для белоруса кризис не проблема, а вызов

Белорусы психологически более устойчивы к экономическим кризисам, чем жители других европейских стран и более легко переносят такие удары, заметил Александр Кнырович.

— Мое поколение застало времена перестройки, когда действительно пропали все товары, потом были талоны, период, когда инфляция составляла 1000%, потом кризис 1998 года в России, который перекинулся и на нас, далее кризисы 2008, 2011 , 2015 …. В общем, белорусы никогда не жили в состоянии стабильности и уже воспринимают экономические кризисы, как норму. Если бы вы поляку предложили пожить, как белорусу, то правительство точно не выиграло бы следующие выборы. А белорус, натренированный всеми предыдущими годами, воспринимает падение уровня жизни не как трагедию, а как еще один вызов.

 А может все будет happy end

В будущем Беларусь может ждать структурный регресс, но и шанс на светлое будущее все-таки остается.

— Говорят, что я пессимист, но я себя считаю оптимистом и вполне допускаю, что все то, о чем мы говорим, может резко измениться и задать принципиально другой тренд. Здесь вопрос только за политическими изменениями, и ситуация может быстро поменяться, — дал надежду Дмитрий Крук.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!